Друзья и соратники Луи Армстронга
- Информация о материале
18 октября 2011 г.
Ева Тэлор (урожденная Ирэн Гиббонс) была талантливым конферансье и исполнительницей блюзов. Она одна из первых афро-американских певцов, которая выступила на радио. Ее карьера началась в детстве в качестве актрисы в одном из странствующих ревю во время мирового турне по Европе, Австралии и Новой Зеландии. Работала она там с 1900 по 1920 года. В 1920 году она переехала в Нью-Йорк, где стала популярной певицей в ночных клубах Гарлема. На следующих год она вышла замуж за издателя и продюсера Кларенса Вильямса, который еще и играл на пианино. Они на пару работали во множестве проектов, включая дюжину песен, в музыкальном ревю под названием "Долина" (Bottomland) и радиопрограммы. Их брак продлился до смерти Вильяма в 1965 году.
В 1922 году Тэйлор сделала свою первую запись на студии "Black Swan" (Черный лебедь), принадлежавшей афро-американским владельцам, которые представляли ее как "Соловей Дикси". Она записала дюжину блюзовых, джазовых и популярных песен на Okeh и Columbia в период с 1920 по 1930-е года. Она была солистом на нескольких записях Блюзовой Пятерки Вильямса, включая знаменитые совместные сессии Луи Армстронга и Сидни Бечета в 1924 и 1925 годах.В конце 1920-х годов Ева вела собственное радио-шоу на NBC в Нью-Йорке.
Она покинула шоу-бизнес в начале 1940-х годов, но продолжала давать редкие концерты и представления в ночных клубах.
Актер Кларенс Вильямс III из знаменитой модной команды, является внуком Евы и Кларенса.
- Информация о материале
Эрскин Тэйт был скрипачом. Руководил ансамблем, который играл в театре Вендоум в Чикаго (по адресу 3143-45 Восток, Стэйт стрит, 31) с 1919 по 1928 года. Среди музыкантов, которые играли с его оркестром были Луи Армстронг, Лил Хардин-Армстронг и Фрэдди Кеппард.
Эрскин был известен в Чикаго до середины 1930-х годов. Играл для танцора-марафонца Лео А. Зельтцера. Интерсно отметить, что комедианты Дик "Лорд" Бакли и Рэд Скелтон были мастерами церемонии на этих танцевальных марафонах. Тэйт оставил шоу-бизнес в конце 1930-х годов и стал учителем музыки.
Могли ли Эрскин со своими друзьями предполагать, что не пройдет и полвека, как на смену аккомпаниаторам придут диджеи, а за ними и виджеи. Что зрителей можно будет поражать не только своим мастерством и выносливостью танцевального марафонца, а хорошей подборкой чужих композиций или красивым оформлением чужих выступлений. Талант музыкантов заменит опыт видеопрограммиста и технологии видеомаппинга (video mapping). Исполнители будущего станут использовать воздействие не только на звукое восприятие своих творений, но и на визуальное, и даже психологическое.
- Информация о материале
Виктория Спайви начала заниматься музыкой в 12 лет, когда стала играть на фортепиано в одном из кинотеатров Хьюстона, штат Техас. С этого момента она играла в салунах и публичных домах. Виктория была большой поклонницей блюзовой певицы Иды Кокс и подражала ей в своих выступлениях. В 1926 году она поехала в Сен Луис, где студия звукозаписи Okeh проводила выездные записывающие сессии, для выявления новых голосов. Виктория записала свои собственные песни "Блюз черной змеи" и "Блюз грязной женщины", которые стали бестселлерами. На протяжении следующих двух лет она была востребована и записывала песни по крайней мере раз в месяц, часто с аккомпаниментом великих джазовых музыкантов, таких как Лонни Джонсон, Луи Армстронг, Кинг Оливер, Клэренс Вильямс, Луис Рассел и многими другими, включая ее сестру Адди "Сладкого Кусочка" Спайви. В 1929 году она сыграла небольшую роль в музыкальном фильме Кинга Видора "Аллилуйя".
В начале 1930-х годов блюз стал повальным увлечением и индустрия звукозаписи делала большие ставки на него. Спапйви почему-то продолжала записываться и выступать, что очень не нравилось большинству других классических блюзовых исполнителей. Она расширяла свое влияние, выступала в различных водевильных и музыкальных ревю, включая известное ревю Хельзапопин в Нью-Йорке, записывалась и выступала с Луи Армстронгом и его оркестром.
Спайви постоянно работала, играла в бесчисленных ночных шоу на протяжении 1930-х и 1940-х. Но в 1950-х годах она покинула шоу-бизнес и но продолжала петь в церковном хоре рядом со своим домом в Бруклине.
Виктория вернулась в шоу-бизнес в 1962 году, когда она открыла собственную студию звукозаписи, Spivey Records. Ее первой выпущенной записью был исполнитель Боб Дилан как аккомпаниатор. Так карьера Спайви в начале 60-х началась вновь. Она выступала на фолк- и блюзовых фестивалях, ночных клубах Нью-Йорка, продолжала записываться до конца своих дней.
Посетите салоны красоты Киев
- Информация о материале
3 ноября 2011 г.
Трикси Смит родилась в Атланте, штат Джорджия, и училась в университете Селмы в Алабаме. Однажды, примерно в 1915 году он переехала на север, в Нью-Йорк, чтобы начать карьеру в шоу-бизнесе. Вначале она работа в шоу минестрелей и в водевилье ТОБА. Это был водевиль, из которого выходили знаменитые вокалисты. В 1922 году Смит сделала свою первую запись на студии "Черный Лебедь". Через год она выиграла конкурс блюзовых певцов, который спонсировался командой Белых танцоров Вероны и Ирэн Кастл, победив при этом Люсиль Хегамин и других менее известных исполнителей. Песня, которую она исполняла называлась Трикси Блюз.
Сегодня Смит ассоциируется с прекрасным оркестром, который аккомпанировал ей на студии звукозаписи. Все эти сессии проходили под именем Трикси Смит и ее Жизнерадостные синкопаторы (Down Home Syncopators). Под этим именем, обычно скрывались или Флетчер Хендриксон и его оркестр, или белый ансамбль "Оригинальная пятерка из Мемфиса".
Трикси делала отличные записи для Декка в 1938 году с Сидни Бечетом и немного песен в 1939-м. Но ее практическая карьера на студиях закончилась в 1926 году, когда она записалась с Джимми Байзом и его Оборванцами.
Так как ее карьера блюзовой певицы шла к закату, она вернулась к своим театральным корням и работала в музыкальных ревю, в шоу на Бродвее и снялась в четырех фильмах. Умерла она в 1943 году.
Спонсор публикации: ideipodarkov.net
Подарок по любому поводу всегда приятен. И тем более приятно получать их на годовщину свадьбы. Как выбрать подарок на четвертую годовщину? Посетите сайт: http://ideipodarkov.net/chto-podarit-na-lnyanuyu-ili-voskovuyu-svadbu/
- Информация о материале
Тенор-саксофонист Бад Фриман был членом молодежного оркестра "Белый Чикагский джаз" (White Chicago Jazz) известный еще как "Бригада Высшей школы Остина" (Austin High School Gang). В этой группе выступал, так-же Джимми МакПартлэнд, его брат Дик МакПартлэнд, Эдди Кондон, Дэйв Таут, Джим Ландиган и Джо Салливан. Они записывались с группой "Жители Чикаго МакКензи-Гордона" (McKenzie-Condon Chicagoans) в 1927 году и затем переехали в Нью-Йорк с Беном Поллаком. В Нью-Йорке он доказал свое право на амбиции после выступлений и сессий звукозаписей совместно с Оркестром Бикса Бейдербека, Оркестром Хоги Кармайкла, Блюзовой четверкой Джо Венути. Он отлично сработали с различными артистами включая Рэда Николса, Оркестр Роджера Волфа Канна и Зеза Конфри.
В 1936 коду он играл вместе с Томми Дорси и примкнул к оркестру Бенни Гудмена в 1938 году, но покинул его через год. Во время Второй Мировой войны он руководил оркестром, обслуживающим военные части. После войны регулярно играл с Эдди Кондоном. В качестве солиста в собственном бэнде записывался остаток своей жизни.
- Информация о материале
Старший из двух братьев Дорси был одаренным ребенком, который начал свою карьеру в возрасте семи лет. Он играл на слайд-трубе (особом виде трубы, похожем на тромбон) и корнете с оркестром своего отца на местных вечеринках. Это сейчас можно приобрести новые инструменты yamaha, а тогда детям приходилось играть на послуживших свое духовых. Его отец был простым рабочим, который желал для своих детей лучшей жизни, и поэтому старательно обучал их музыке. Когда Джимми исполнилось семнадцать лет он уже играл в оркестре Джина Голдкита с Биксом Бейдербеком и Фрэнки Трамбауэром. В двадцатых годах оркестр Голдкита распался и Джимми вместе с Биксом и Трамбауэром примкнул к группе Пола Вайтмана и стал внештатным музыкантом с Редом Николсоном. В 1933 году Джимми и его младший брат Томми создали свой знаменитый оркестр братьев Дорси в который вошли барабанщик Рэй МакКинли, тромбонист Гленн Миллер и певец Боб Кросби.
До 1935 года братья соперничали между собой за руководство оркестром, пока он окончательно не распался. В 1938 году Джимми участвовал в нескольких бесславных Пятничных вечерних джэм-сейшнах в отеле Парк Лэйн организованных Эдди Кондоном с участием Пии Вии Расселом, Сидни Бечетом, Бобби Хакеттом, Вилли "Львом" Смитом, Бадом Фриманом и др.
Джимми создал новую группу в которой участвовали успешные певцы Хелен О'Коннелл и Боб Эберли. В 1953 году, через несколько лет после выхода в свет фильма "Знаменитые Дорси", Джимми и Томми вновь объединились и играли вместе вплоть до самой смерти Томми в 1956 году. Джими руководил своим оркестром пока позволяло здоровье. Он умер в середине 1957 года.
- Информация о материале
Папа Целестин был одним из самых популярных корнетистов Нового Орлеана и он также считается одним из основных музыкантов, оказавших большое влияние на развитие джаза. Приехав в Новый Орлеан в 1906 году, в 1908 Папа Целестин вступил в окрестр Эксельсиор Генри Аллена Старшего (Henry Allen Sr.’s Excelsior band). В 1910 году Целестин создал свой джазовый оркестр "Настоящие смокинги". Этот оркестр был одним из самых постоянных (долговечных). В него входили такие музыканты, как Питер Бокейдж (Peter Bocage), Луи Армстронг (Louis Armstrong), Бебе Ридглей (Bebe Ridgley), Лоренцо Тио Младший (Lorenzo Tio, Jr.) и Исидор Барбарин (Isidore Barbarin) (дед гитариста Дэнни Баркера (Danny Barker)).
Папа Целестин делал звукозаписи своей группы для компании Okeh, пока Великая Депрессия не заставила его бросить/оставить оркестр. Во время Второй мировой войны он работал на судоверфи, торговал в магазине, изготавливал валенки. После войны Целестин снова собрал свой оркестр, начал сотрудничать со звукозаписывающими компаниями и давать живые радиоконцерты на местных радиостанциях. До самой смерти имя Целестина привлекало туристов на улицу Бурбон.
В память о вкладе Папы Целестина в историю джаза, Джазовый Фонд нового Орлеана заказал бюст Целестина и подарил его музею Дельгадо (Delgado Museum) в Новом Орлеане.
- Информация о материале
Хоги Кармайкл (Hoagy Carmichael) 1899-1981 вспоминается сегодня как один из великих американских композиторов популярных песен. Некоторые из этих мелодий, таких как "Звездная пыль - Star Dust" ,"Джорджия в моей памяти - Georgia on My Mind" ,"Вверх по ленивой реке - Up The Lazy River", "Бездельник - Lazybones", "Жаворонок - Skylark" и "Сердце и душа - Heart and Soul" стали стандартами, которые до сих пор широко используются. Во время учебы на юриста в университете Индианы, Хоги написал пару мелодий для ансамбля с названием "Счастливые музыканты Куртиса Хитча". Песни назывались "Блюз стиральной доски -"Washboard Blues" и "Куча металлолома - Boneyard Shuffle". Они были записаны в 1924 году на студии звукозаписи Gennett с партией Кармайкла на фортепиано. После этого, он получил возможность не только оплачивать свою учебу, но и приобрести новую одежду, обувь, книги.
Играя в этой группе, он встретился с Биксом Бейдербеком, который работал в то время в оркестре Вольверайнс. Они стали близкими друзьями. Вольверайнс записали вместе с Кармайклом "Снующие речные суденышки - Riverboat Shuffle". Музыкальный издатель Ирвинг Миллс услышав запись Вольверайнс написал Кармайклу письмо с предложением опубликовать эту песню в своей компании, на что Хоги согласился.
Кармайкл руководил несколькими своими сессиями записи в Gennett, где и записал первую версию "Stardust - Звездной пыли". Но после получения диплома он нашел работу во Флориде клерком в юридической фирме. Однажды он неожиданно услышал запись своей песни Блюз стиральной доски в исполнении Реда Николса и его Пяти Пенни. Он не осознавал, что песня была перезаписана. Это побудило оставить свою юридическую карьеру и вернуться к музыкальной карьере в Индиану. Некоторые его старые друзья включая Бикса, играли в это время в оркестре Пола Вайтмана. Вайтман был знаком с некоторыми записями Кармайкла, и пригласил его в свой оркестр, где Хоги занимал ведущее место.
В 1935 году Хоги работал в Голивуде композитором и актером.Он снялся более чем в двадцати фильмах. В 1941 году оннаписал свой хит номер один "Huggin' & Chalkin". В 1951 году он получил Оскара за песню "In the Cool, Cool, Cool of the Evening". В 1956 году записал диск. С 1959 по 1960 года регулярно выступал на телевидении. В 1960-х годах написал две неудачные работы "Brown County In Autumn" и "Johnny Appleseed", после которых больше не возвращался к карьере автора песен.
- Информация о материале
Перкуссионист и ксилофонист Джеймс "Джимми" Бертран родился в 1900 году. Приехал в Чикаго в 1913 году. Его профессиональная деятельность началась с выступлений в составе оркестра Государственного театра. Затем он его пригласили в оркестр Эрскина Тэйта, где он проработал с 1918 по 1928 года. Наряду с этим, в 20-х годах 20-го столетия он работал преподавателем. Его ученики были членами таких коллективов, как Lionel Hampton и Big Sid Catlett. Он часто работал с пианистом Джимми Блайзом, который был музыкальным директором группы Волшебники стиральной доски Джимии Бертранда (Jimmy Bertrand's Washboard Wizards). Все они выходили на сцену с Доком Куком и Ли Колинзом. В 1930-х годах и в начале 1940-х он организовал и был лидером своего коллектива, который выступал в Чикаго. Пройдя такой долгий путь в музыке, он бросает это занятие и нанимается на работу на мясо-консервный завод.
Нужно упомянуть, что Джимми Бертран был братом Мэйбл Бертран, девушки из шоу в Чикаго и жены Джелли Ролла Мортона. Мэйбл и Джелли поженились в 1928 году и прожили вместе до своей смерти.
Если вам нужна комплексная раскрутка сайта, обращайтесь к профессионалам.
- Информация о материале
Пол Барбарин родился в семье музыканта в 1899 году. Его отец, Исидор, был лидером The Onward Brass Band, и все его братья были вовлечены в музыкальную жизнь Нового Орлеана. В отличие от большинства других знаменитых музыкантов Орлеана, Барбарин не работал на грязных и тяжелых работах, не крутил колеса для тачек, и никогда не разрывал связь со своим городом, на протяжении своей карьеры он возвращался сюда вновь и вновь. Еще будучи подростком, он играл на барабанах в группе "Молодые олимпийцы".
Он покинул Город Полумесяца (так американцы называют Новый Орлеан. Название объясняется местоположением города на излучине реки) в 1917 году, работал в охране и на скотобойне в Чикаго, в тоже время, играл в ночных клубах. В 1920 году ездил в турне с оркестрами, работал с Фредди Кеппардом и его сводным братом Джимми Нуном. По возвращению в Новый Орлеан он играл с Луисом Расселом и другими группами города, но уехал вновь, для того, чтобы играть с Dixie Syncopators Кинга Оливера в Чикаго. Он оставался с Оливером до 1927 года, после чего опять вернулся домой. В 1928 году он переехал в Нью-Йорк, чтобы играть в оркестре Луиса Рассела. Он играл в различных группах Нью-Йорка до своего возвращения в Новый Орлеан в 1932 году. В 1935 году он воссоединился с оркестром Луиса Рассела, солистом которого, в то время, был Луи Армстронг, и остался там до 1938 года. Затем он вернулся в Новый Орлеан, до того момента, пока на коротокое время не воссоединился с Армстронгом в 1941 году, а затем уехал играть с Рэдом Алленом и собрал собственную группу. В 1944 он играл с Сидни Бечетом. После Второй мировой войны он остался в Новом Орлеане, руководил собственными бэндами и маршировал с духовыми оркестрами. В 1960 году он реформировал отцовский Onward Brass Band и выступал в Preservation Hall, а также сделал несколко записей. Он умер в 1969 году дирижируя своим Onward Brass Band на уличном параде.
- Информация о материале
Уилльям родился в 1902 году. Как и многие другие музыканты раннего джаза из Мемфиса и Теннесси, Бастер Бэйли начал играть с оркестром W.C. Handy. Он ездил в турне с оркестром Хэнди с 1917 по 1919 года, пока не покинул его и не примкнул к оркесру Эрскина Тэйта. Он оставался с Тэйтом до 1923 года. Затем, примерно год он работал с Оливером Кингом. Когда Луи Армстронг покинул оркестр Кинга в 1924 году, для того, чтобы примкнуть к оркестру Флечера Хендерсона в Нью-Йорке, Бэйли пришел к ним месяцем позже, после рекомендации Армстронга. Мягкий стиль игры на кларнете, сделал Бэйли наиболее востребованным музыкантом середины 20-х годов. Он сделал дюжину записей с блюзовыми певцами и участвовал в величайшем выпуске сессии Кларенса Уильямса.
Он покинул оркестр Хендерсона в 1927 году и уехал в турне с оркестром Ноубла Сайссла. По возвращении из Европы, перед тем как покинуть оркест Сайссла, он играл с Эдгаром Хайсом и Дэйвом Нельсоном с 1931 по 1933 года. В 1934 году он вновь объединился с Хендерсоном а затем примкнул к Mills Blue Rhythm Band на год, после чего вернулся в оркестр Флетчера Хендерсона.
В 1934 году примкнул к группе Джона Кирби и остался там до 1946 года. В 1946 году на коротокое время он организовал свой собственную группу. Затем с 1947 по 1949 работал в Wilber de Paris. В 1950-х года играл вместе с Генри 'Рэдом' Алленом. С 1961 по 1963 работал с Вайлдо Биллом Дэвисоном, с 1963 по 1964 с Сайнтом и Саннерсом. В 1965 году примкнул к Луи Армстронгу и его Всем Звездам и играл там до своей смерти в 1967 году.(-)
- Информация о материале
Лил Хардин-Армстронг была наиболее заметной женщиной раннего джаза. Она играла на фортепиано, сочиняла музыку и была организатором наиболее важных джазовых бэндов в Новом Орлеане. В то время, как она работала в музыкальном магазине в Чикаго, ее пригласили в группу Sugar Johnny's Creole Orchestra, затем она перешла в Freddie Keppard's Original Creole Orchestra, и затем возглавила свою группу в Dreamland Cafe в Чикаго.
В 1921 году она присоединилась к Creole Jazz Band Кинга Оливера, где встретила Луи Армстронга. Они поженились в 1924 году.
Лил была второй женой Луиса. Среди общих пристрастий у них были джаз и работа у Оливера Кинга. Кстати последнее она пыталась изменить, призывая его быть более амбициозным и покинуть Creole Jazz Band. Лил была главным вдохновителем записей с Горячими Пятеркой и Семеркой. Она играла на фортепиано и иногда пела. Была автором множества главных песен, включая "Struttin' with Some Barbeque". Она, также, была лидером нескольких групп, включая Lil's Hot Shots и New Orleans Wanderers. Лил и Луис разошлись в 1931 году, а развелись в 1938. Несмотря на это, они оставались друзьями до конца своих дней.
Лил учавствовала в нескольких бродвейских шоу включая "Hot Chocolates" and "Shuffle Along". В конце 30-х годов Лил переквалифицировалась в свинговую исполнительницу и выпустила 26 записей в Decca records. В 1940 году вернулась в Чикаго и играла как солистка в ночных клубах и продолжала записываться до 1963 года. Лил оставалась в центре музыкального бизнеса до конца своих дней.
Странно, но Лил умерла на концерте посвященном памяти Луи Армстронга в Чикаго, во время исполнения "St. Louis Blues" пережив Луиса только на два месяца.
- Информация о материале
Генри Манчини (англ. Henry Mancini, настоящее имя — Энрико Никола Манчини, итал. Enrico Nicola Mancini; 16 апреля 1924, Кливленд, Огайо — 14 июня 1994, Беверли Хиллз, Калифорния) — американский дирижёр и кинокомпозитор. Написал музыку почти к 500 фильмам и телесериалам, выпустил 50 альбомов, получил за свою музыку 4 премии «Оскар», 2 «Эмми» и 20 «Грэмми», включая награду «За жизненные достижения» (англ. «Lifetime Achievement», 1995).
Биография
Родился в Кливленде 16 апреля 1924 года. Вырос в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Был завербован в армию во время Второй мировой войны, но из пехоты был переведён в армейский ансамбль. После войны работал в джаз-оркестре Гленна Миллера. Писать музыку для кино начал в 1952.
Одно из самых известных его произведений — «Moon River» — была исполнена Одри Хепбёрн в фильме «Завтрак у Тиффани», после чего выиграла «Оскар» за лучшую песню и возглавила Billboard Hot 100. Самой коммерчески успешной его записью была тема к фильму «Розовая пантера» (1964), которая известна в огромном количестве аранжировок и интерпретаций. Некоторые песни Манчини вошли в число популярных джазовых (свинговых) стандартов. Манчини прославился не только в качестве композитора, но и как аранжировщик-мастер различных оркестровых звучаний.
Умер в Беверли-Хиллз от рака поджелудочной железы в 1994 году в возрасте 70 лет.
Наиболее известные произведения
* The Pink Panther
* Moon River
* Breakfast at Tiffany’s
* Charade
* Lujon
* Peter Gunn Theme
* Baby Elephant Walk
* The Day Of Wine And Roses
Роли в кино
1993 Сын Розовой Пантеры (нет в титрах) Son of the Pink Panther США, Италия
1990 Кафе «Багдад» Bagdad Cafe США
1967 Ганн (нет в титрах) Gunn США
Озвучивание
* 1993—2004. Фрейзер (англ. Frasier, США)
* Сериал Columbo (англ. Columbo, США) (серии 03-40)
Участие в фильмах
* 1987—2008. Биография (англ. Biography) — документальный фильм производства США.
Композитор
2006 Розовая пантера Pink Panther, The США
2004 Давайте потанцуем Shall We Dance США
2002 Особое мнение Minority Report США
2002 Правда о Чарли Truth About Charlie, The США, Германия
2001 Кейт и Лео Kate Leopold США
2001 Мокасины Маниту Manitou’s Shoe (Schuh des Manitu, Der) Германия
2001 Одиннадцать друзей Оушена Ocean’s Eleven США
1999 Прерванная жизнь Girl, Interrupted Германия, США
1999 Танго втроем Three to Tango Австралия, США
1998 Большой Лебовски Big Lebowski, The США, Великобритания
1996 Клуб первых жен First Wives Club, The США
1995 Виктор — Виктория Victor/Victoria США
1995 Водный мир Waterworld США
1993 Сын Розовой Пантеры Son of the Pink Panther США, Италия
1992 Джули Julie США
1992 Том и Джерри: Мотор! Tom and Jerry: The Movie США, анимационный
1991 И в горе, и в радости Married to It США
1991 Подмена Switch США
1990 Папочка-привидение Ghost Dad США
1990 Страх Fear США
1989 Вещественное доказательство Physical Evidence США
1989 До мозга костей Skin Deep США
1989 Добро пожаловать домой Welcome Home США
1989 Питер Ганн Peter Gunn США
1988 Без единой улики Without a Clue Великобритания
1988 Джастин Кейс Justin Case США
1988 Закат Sunset США
1987 Если сегодня вторник, то это должна быть Бельгия If It’s Tuesday, It Still Must Be Belgium США
1987 Свидание вслепую Blind Date США
1987 Стеклянный зверинец Glass Menagerie, The США
1986 Великий мышиный сыщик Great Mouse Detective, The США, анимационный
1986 Передряга Fine Mess, A США
1986 Эта жизнь! That’s Life! США
1985 Жизненная сила Lifeforce Великобритания
1985 Санта Клаус Santa Claus США
1985 Это — танец! That’s Dancing! США, документальный
1984 Гарри и сын Harry and Son США
1983-1988 Отель Hotel США
1983 Мужчина, который любил женщин Man Who Loved Women, The США
1983 Ньюхарт Newhart США
1983 Проклятие Розовой Пантеры Curse of the Pink Panther Великобритания, США
1982 Виктор/Виктория Victor/Victoria США, Великобритания
1982 Лучше поздно, чем никогда Better Late Than Never Великобритания
1982 Поющие в терновнике Thorn Birds,The США
1982 След Розовой Пантеры Trail of the Pink Panther Великобритания, США
1981 Дорогая мамочка Mommie Dearest США
1981 Проселочные дороги Back Roads США
1981 Сукин сын S.O.B. США
1981 Человек-кондор Condorman Великобритания
1980 Маленькая Мисс Маркер Little Miss Marker США
1980 Смена времён года Change of Seasons, A США
1979 10 США
1979 Узник Зенды Prisoner of Zenda, The США
1978 Анджела Angela Канада, США, Италия
1978 Кто убивает великих европейских поваров? Who Is Killing the Great Chefs of Europe? США
1977 Месть Розовой Пантеры Revenge of the Pink Panther Великобритания, США
1976 Алекс и цыганка Alex & the Gypsy США
1976 Розовая пантера наносит ответный удар Pink Panther Strikes Again, The Великобритания, США
1976 Серебряная стрела Silver Streak США
1975 Великий Уолдо Пеппер The Great Waldo Pepper США
1975 Возвращение Розовой Пантеры Return of the Pink Panther, The Великобритания
1975 Одного раза мало Jacqueline Susann’s Once Is Not Enough США
1974 Белая заря White Dawn, The США
1974 Девушка с Петровки The Girl from Petrovka США
1974 Мертв на 99,44 % 99 and 44/100% Dead США
1973 Видения восьмерых Visions of eight Германия, США, документальный
1973 Оклахома, как она есть Oklahoma Crude США
1972 Порою нестерпимо хочется Sometimes a Great Notion США
1970 Гавайцы Hawaiians, The США
1970 Подсолнухи I girasoli Италия, Франция, СССР
1970 Дорогая Лили Darling Lili США
1970 Молли Магуайерс Molly Maguires, The США
1969 Гэйли, Гэйли Gaily, Gaily США
1969 Полуночный ковбой Midnight Cowboy США
1969 Я, Натали Me, Natalie США
1968 Вечеринка Party, The США
1967 Ганн Gunn США
1967 Двое в пути Two for the Road Великобритания
1967 Дождись темноты Wait Until Dark США
1966 Арабеска Arabesque США
1966 Что ты делал на войне, папа? What Did You Do in the War, Daddy? США
1964 Большие гонки Great Race, The США
1964 Выстрел в темноте A Shot in the Dark Великобритания, США
1964 Дорогое сердце Dear Heart США
1963 Розовая пантера Pink Panther, The Великобритания
1963 Солдат под дождем Soldier in the Rain США
1963 Шарада Charade США
1962 Дни вина и роз Days of Wine and Roses США
1962 Мистер Хоббс берет выходной Mr. Hobbs Takes a Vacation США
1962 Хатари! Hatari! США
1962 Эксперимент с ужасом Experiment in Terror США
1961 Великий самозванец Great Impostor, The США
1961 Завтрак у Тиффани Breakfast at Tiffany’s США
1961 Холостяк в раю Bachelor in Paradise США
1959 Имитация жизни Imitation of Life США
1959 Мистер Счастливчик Mr. Lucky США
1959 Операция «Комбинация» Operation Petticoat США
1958-1961 Питер Ганн Peter Gunn США
1958 Запятнанные ангелы The Tarnished Angels США
1958 Летняя любовь Summer Love США
1958 Печать зла Touch of Evil США
1958 Приятные ощущения Happy Feeling, The США
1957 Мистер Кори Mister Cory США
1957 Неизведанная Земля (нет в титрах) Land Unknown, The США
1957 Стамбул Istanbul США
1957 Убийство на десятой авеню Slaughter on Tenth Avenue США
1956 Великий человек The Great Man США
1956 Чудовище бродит среди нас Creature Walks Among Us, The США
1955 В ад и назад To Hell and Back США
1955 Итак, это Париж So This Is Paris США
1955 Квадратные джунгли Square Jungle, The США
1955 Месть твари (нет в титрах) Revenge of the Creature США
1955 Пересечь шесть мостов Six Bridges to Cross США
1955 Тарантул Tarantula США
1955 Частные войны майора Бенсона The Private War of Major Benson США
1955 Эбботт и Костелло встречают мумию Abbott and Costello Meet the Mummy США
1955 Этот остров Земля This Island Earth США
1954 Далекий край The Far Country США
1954 Джонни Дарк Johnny Dark США
1954 Создание из Черной лагуны (нет в титрах) Creature from the Black Lagoon (Black Lagoon) США
1953 Город у моря City Beneath the Sea США
1953 Закон и порядок Law and Order США
1953 К востоку от Суматры East of Sumatra США
1953 Настоящий американец All American, The США
1953 Пришелец из космоса It Came from Outer Space США
1953 Эбботт и Костелло летят на Марс Abbott and Costello Go to Mars США
1952 Кто-нибудь видел мою девчонку? Has Anybody Seen My Gal? США
1952 Сэлли и Святая Анна Sally and Saint Anne США
- Информация о материале
Джон (Джонни) Херндон Мерсер (Мёрсер, англ. John Herndon "Johnny" Mercer, 18 ноября 1909, Саванна, Джорджия, США — 25 июня 1976) — американский поэт-песенник, композитор и певец. Прежде всего Мерсер известен как лирик, автор полутора тысяч песен 1930 — 1950-х годов, которые стали одними из самых известных хитов того времени. Многие из них были написаны для популярных в те годы кинокартин и бродвейских шоу. Помимо этого он нередко выступал в качестве композитора и исполнителя своих песен. За свою музыкальную карьеры Мерсер 12 раз выдвигался на премию Американской киноакадемии и четырежды становился лауреатом «Оскара». Мерсер также является одним из основателей студии звукозаписи «Capitol Records».
Премии
Четыре премии «Оскара» за песни:
- «On the Atchison, Topeka and the Santa Fe» (1946) (музыка Гарри Уоррена) для фильма «Девушки Харви»
- «In The Cool, Cool, Cool Of The Evening» (1951) (музыка Хоуги Кармайкл) для фильма «Жених возвращается»
- «Moon River» (1961) (музыка Генри Манчина) для фильма «Завтрак у Тиффани»
- «Days of Wine and Roses» (1962) (музыка Генри Манчина) для фильма «Дни вина и роз»
- Информация о материале
Оскар Хаммерстайн II (англ. Oscar Hammerstein II, 12 июля 1895 — 23 августа 1960) — американский писатель, продюсер, автор либретто множества знаменитых мюзиклов.
Биография
Оскар Хаммерстайн родился 12 июля 1895 года в семье Уильяма и Элис Хаммерстайнов. Его отец был из не очень религиозной еврейской семьи, а мать, в девичестве Элис Ниммо, росла в семье эмигрантов из Шотландии, поэтому их дети воспитывались как христиане. Его дедушкой был Оскар Хаммерстайн I, знаменитый оперный импресарио, построивший несколько театров с особыми водосточными системами профиль. Хотя Уильям Хаммерстайн был тесно связан с миром театра (продюсировал водевили и управлял театром), он не хотел, чтобы его сын связал себя с этим искусством, поэтому Оскар поступил в Колумбийский университет и изучал там юриспруденцию. После смерти отца в 1914 году он принял участие в Varsity Show, театральном фестивале Колумбийского университета, со своей пьесой «On Your Way». Ещё несколько раз поучаствовав в этом фестивале, он принял решение оставить учёбу и посвятить себя театру.
Самое плодотворная совместная работа началась в 1943 году, когда Хаммерстайн начал сотрудничать с Ричардом Роджерсом. Вместе они создали такие мюзиклы, как «Оклахома!», «Carousel», «South Pacific», «The Sound of Music» (по мотивам которого был снят фильм «Звуки музыки») и многие другие.
Хаммерстайн является единственным лауреатом премии «Оскар» по имени Оскар. Этой премии за лучшую песню он был удостоен дважды: в 1941 году за песню «The Last Time I Saw Paris» из фильма «Lady Be Good» и в 1945 году за песню «It Might As Well Be Spring» из фильма «State Fair» («Государственная ярмарка»). В 1950 вместе с Роджерсом получил золотую медаль организации «The Hundred Year Association of New York» за выдающиеся заслуги перед Нью-Йорком. Также он дважды был удостоен Пулитцеровской премии и пять раз премии «Тони».
Умер в возрасте 65 лет от рака желудка, вскоре после того, как мюзикл «Звуки музыки» («The Sound of Music») был впервые поставлен на Бродвее. Был кремирован, его прах покоится на кладбище Фернклифф (Ferncliff Cemetery), в городе Хартсдейл, штат Нью-Йорк. Ему не суждено было увидеть превращение одного из лучших своих мюзиклов в успешный фильм, снятый в 1965 году (фильм «Звуки музыки» был высоко оценён во многих странах и получил 5 премий «Оскар», в том числе и как лучший фильм года), тем не менее именно как автор стихов к этому фильму он наиболее известен широкой общественности.
- Информация о материале
Сай Коулмэн (англ. Cy Coleman, имя при рождении Сеймур Кауфман; 14 июня 1929 года — 18 ноября 2004 года) — американский композитор, джазовый пианист, автор многочисленных мюзиклов и популярных мелодий.
Биография
Сеймур Кауфман родился в Бронксе в 1929 году в еврейской семье выходцев из Бессарабской губернии Российской Империи. Сын Макса (строитель) и Иды Кауфман. Мать имела небольшое домовладение, часть жилья в котором сдавалось в аренду. Один из постояльцев съехал, оставив своё фортепиано. Четырёхлетний Сеймур объявил его своим. Через год мальчик в совершенстве освоил инструмент. Молочник, обслуживающий район, рассказал о талантливом ребёнке учителю музыки своего сына. Тот предложил Кауфманам уроки классических основ владения инструментом. В 7 лет Сеймур уже выступал в Карнеги-холле и Таун-холле. Обучение Кауфман продолжил в музыкальном колледже Нью-Йорка и в Высшей школе музыки и искусств. Уже к концу 1940-х годов молодой человек предпочёл джаз карьере классического музыканта.
Сай Коулмэн (использовать американизированный псевдоним предложил ещё первый учитель музыки Кауфмана) собрал джазовое трио и выступал в ресторанах и барах. Первым успехом в качестве композитора стала написанная вместе с Джо Маккарти песня «Why Try to Change Me Now?» («Зачем пытаться изменить меня сейчас?»), которую в 1952 году записал Фрэнк Синатра. Композиции Коулмэна начала 1950-х годов исполняли Сэмми Дэвис и Нэт Кинг Коул. В начале 1950-х годов Сай знакомится с поэтессой Кэролайн Лей. В этом творческом союзе были созданы наиболее известные и популярные произведения композитора.
«Witchcraft» («Колдовство»), 1957 год
Эта популярная песня была написана Коулмэном и Лэй в 1957 году и впервые исполнена Фрэнком Синатрой. Продержалась в чатах США 16 недель. Была номинирована на Грэмми в номинациях за лучшую запись года, за лучшую песню года и за лучший мужской вокал. Позже версии Witchcraft включали в свои альбомы многие исполнители: Билл Эванс в 1959 году, Элла Фицджеральд в 1961 году, Сара Вон Sassy в 1962 году. В телевизионном шоу 1960 года «Добро пожаловать домой, Элвис» Синатра спел классическую песню Пресли Love Me Tender, а Пресли исполнил именно Witchcraft.
«Wildcat» («Рискованное дело»), мюзикл, 1960 год
С предложением написать музыкальный спектакль специально для Люсиль Болл к Коулмэну обратился хореограф Майкл Кид. За основу был взят сценарий Ричарда Нэша. Мюзикл был готов к весне 1960 года и получил название «Wildcat» («Рискованное дело» или «Дикая кошка» — в данном случае игра слов. «Wildcat», кроме дословного перевода, на жаргоне Юго-запада США означает «пробуренная наугад скважина», что позже трансформировалось в более широкое понятие «рискованное дело» и полностью соответствует смыслу сценария). Сюжет: привлекательная авантюристка Уайлди Джексон прибывает в начале XX века в Техас и пытается без капитала и технологий участвовать в гонке за вновь открытыми запасами нефти. Премьера мюзикла состоялась 16 декабря 1960 года. В результате продолжительной болезни Люсиль Болл и отсутствия положительных рецензий спектакль был закрыт к лету 1961 года, выдержав всего 171 представление.
Эта песня хотя и была написана в 1962 году Коулмэном и Лэй для Тони Беннетта, более популярной стала после того, как Фрэнк Синатра включил её в свой альбом 1964 года «It Might as Well Be Swing». Вокал был записан под аккомпанемент оркестра Каунта Бейси и при участии Куинси Джонса. В фильме «Чего хотят женщины» именно под эту запись герой Мела Гибсона исполняет танцевальный номер. В последующем в разные годы эту песню исполняли: Пегги Ли (1962 год); Сара Вон Sassy (1962 год); Элла Фицджеральд (1982 год); Майкл Стивен Бубле (2007 год); Софи Милмэн (2009 год). Название этой песни выгравировано на надгробной плите Фрэнка Синатры.
Следующими совместными произведениями Коулмэна и Лэй стали мюзиклы «Маленький Я» («Little Me») и «Настоящая живая девчонка» («Real Live Girl»), после чего творческий союз распался.
«Sweet Charity» («Милая Чарити»), мюзикл, 1966 год
В 1964 году Сай Коулмэн знакомится с поэтессой Дороти Филдс и предлагает ей сотрудничество. Филдс, которая была старше Коулмэна на 24 года, энергично и плодотворно принялась за работу с молодым композитором. Первым их совместным проектом стал мюзикл «Милая Чарити», который был поставлен по сценарию — адаптации Нила Саймона, использующий, в свою очередь, сюжет Федерико Феллини к драме «Ночи Кабирии». Постановщиком и хореографом Бродвейской версии выступил дебютант Боб Фосс, роль Ширли МакЛейн исполнила его жена Гвен Вердон. Постановка в 1966 году была представлена к получению премии Тони в 12 номинациях, но победила только в одной — за лучшую хореографию. Спектакль демонстрировался 608 раз и был поставлен вновь в 1986 году и 2005 году.
В 1969 году мюзикл был экранизирован Бобом Фоссом под одноимённым названием.
В начале 1970-х годов Коулмэн и Филдс подготовили ещё два проекта: музыкальный спектакль об Элеоноре Рузвельт и мюзикл «Качели» («Seesaw»). Удачное творческое партнёрство было прервано смертью Дороти Филдс в 1974 году.
В течение нескольких посследующих лет Коулмэн работает с разными либреттистами и пишет музыку к мюзиклам разных жанров: «Я люблю свою жену» («I Love My Wife», 1977 год) — сатира на сексуальную революцию; «В двадцатом веке» («On the Twentieth Century», 1978 год) — эксцентрическая комедия, почти фарс; «Барнум» («Barnum», 1980 год) — история известного американского шоумена Ф. Т. Барнума.
«City of Angels » («Город ангелов»), мюзикл, 1988 год
В 1988 году Коулмэн совместно с поэтом Дэвидом Зиппелем и либреттистом Гарри Гельбертом заканчивает работу над новым мюзиклом «Город ангелов». Действие происходит в Голливуде в конце 1940-х годов. В спектакле использован художественный приём, при котором всё повествование делится на две части: реальный, «цветной» мир, где некий автор работает над сценарием к кинофильму, и вымышленный, «чёрно-белый», где активно действуют придуманные им персонажи. В первом писатель Стайн противостоит авторитарному режиссёру и продюсеру, пытаясь сохранить сценарий будущего фильма «Город ангелов» в своей редакции, во втором детектив Стоун — коварной авантюристке. В первом Стайн пытается разобраться в последствиях романтической связи с секретаршей, во втором Стоун — в мрачной тайне своего прошлого. Миры, подчёркнуто разделённые стилем декораций и костюмами героев, начинают переплетаться, влиять один на другой. Актёры, играющие персонажей сценария Стайна, играют и соответствующие роли в реальной жизни.
Спектакль получил 6 премий Тони из 11 номинаций, в том числе как лучший мюзикл года, за лучший сценарий, мужскую роль и лучшие декорации.
Премьера мюзикла на Бродвее состоялась 11 декабря 1989 года в театре Virginia. Спекталь шёл до января 1992 года, выдержав 878 представлений. После этого он ещё год демонстрировался в различных городах США в рамках гастрольного тура. Английская премьера состоялась в театре Prince of Wales в Вест-энде Лондона в марте 1993 года.
«The Will Rogers Follies» (Глупости Роджера Уилла), мюзикл, 1991 год
Этот мюзикл был создан на литературной основе Питера Стоуна и стихи Бетти Комден и Адольфа Грина. Спектакль посвящён популярному в начале ХХ века в США юмористу Роджеру Уиллу, известному своими афоризмами. Премьера состоялась 1 мая 1991 года в Palace Theatre на Бродвее. Спектакль шёл до 1993 года и выдержал 981 представление [8].
Спектакль повторил успех «Города ангелов»: получил 6 премий Тони из 11 номинаций, в том числе как лучший мюзикл года, за лучший сценарий, лучшую хореографию и дизайн костюмов.
На протяжении всей карьеры Коулмэн активно работал для кино и телевидения. Из 85 фильмов и сериалов, в которых использована его музыка, следует выделить: сериал «Коломбо» сезона 1972 года; «Во всём виноват Рио» (1982 год), «Игра» (1997 год); «Ронин» (1998 год); «Чего хотят женщины» (2000 год).
Коулмэн умер 18 ноября 2004 года от сердечного приступа. У него остались жена Шелби Коулмэн и недавно удочерённая Лили Сай Коулмэн (2000 года рождения).
- Информация о материале
Дэвид (Дэйв) Уоррен Брубек (6 декабря 1920, Конкорд, Калифорния, США) — американский джазовый композитор, аранжировщик, пианист, руководитель квартета «The Dave Brubeck Quartet». Один из выдающихся представителей кул-джаза («прохладного джаза» или калифорнийского джаза 50—60-х годов).
Биография
В интервью с Владимиром Познером для записи программы «Brubeck returns to Moscow» Брубек говорит, что не имеет еврейских корней; одна из его бабушек была родом из Беларуси. Он также говорит, что его семья была пресвитерианской, но его самого не крестили, и он позднее принял католицизм после сочинения мессы «To Hope».
Учился у Дариуса Мийо
Лауреат премии Бенджамина Франклина (США) (2008).
Творчество
По сути, творчество квартета представляет собой коллективное творчество, где вклад Брубека сложно отделить от вклада других участников. Один из участников квартета — саксофонист Пол Дезмонд, известен своими экспериментами с размером (названия произведений говорят сами за себя: «Пять четвертей», «Одиннадцать четвертей» и др.)
Одним из самых известных произведений квартета Дейва Брубека является классическая джазовая композиция «Take Five» (композитор Пол Дезмонд), записанная в 1959 году и вошедшая в альбом «Time Out».
Это была первая джазовая композиция, достигшая миллиона продаж. В 1961 году она вошла в американский чарт Billboard Hot 100.
- Информация о материале
Барни (Олбани Леон) Бигард (англ. Albany Leon "Barney" Bigard; 3 марта 1906, Новый Орлеан — 27 июня 1980, Калвер-Сити) — американский джазовый кларнетист.
Обучался игре на малом кларнете у Лоренцо Тио, однако вскоре начал осваивать теноровый саксофон. В 1922 году в качестве саксофониста попал в оркестр Элберта Николаса, с которым переехал в Чикаго в 1924. В это же время там находился оркестр Кинга Оливера, и некоторые музыканты начали записываться с этим коллективом. Оливер периодически приглашал Бигарда выступать со своим оркестром в качестве кларнетиста, и через некоторое время именно кларнет стал основным инструментом музыканта. Среди других музыкантов, с которыми сотрудничал Бигард в это время — Джелли Ролл Мортон, Джонни Доддс и Луи Армстронг.
Летом 1927 года Бигард на короткий период присоединился к оркестру Чарли Элгара в Милуоки, затем уехал в Нью-Йорк, где после недолгого сотрудничества с Луисом Расселом попал в оркестр Дюка Эллингтона, с которым работал на протяжении почти пятнадцати лет. Бигард стал одним из наиболее заметных музыкантов оркестра, выработав индивидуальный стиль исполнения на кларнете, характеризовавшийся тёплым и мягким звучанием, отточенной техникой хроматических пассажей, длинными глиссандо. Его соло звучит во многих записях коллектива, сделанных в эти годы, в том числе в знаменитой композиции «В настроении индиго» (Mood Indigo).
Покинув оркестр Эллингтона в июне 1942 года, Бигард несколько лет выступал с организованными самостоятельно группами в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Осенью 1946 он вместе с Луи Армстронгом работает над музыкой к фильму «Новый Орлеан», после чего по предложению знаменитого трубача входит в состав его знаменитого оркестра «Все звёзды» (All Stars). С 1947 по 1961 с небольшими перерывами он гастролировал с этим коллективом по всему миру. В 1962 Бигард значительно сократил свои выступления, однако до последних лет жизни нередко появлялся на телевидении и радио, участвовал в джазовых фестивалях в США и других странах мира.
- Информация о материале
Бенни Гудмен (иногда: Гудман; полное имя Бенджамин Дэвид Гудмен, англ. Benjamin David Goodman) (30 мая 1909, Чикаго — 13 июня 1986, Нью-Йорк), джазовый кларнетист и дирижёр, имевший прозвище «Король свинга».
Родился в семье еврейских иммигрантов из России Давида Гутмана (из Варшавы) и Доры Резинской-Гутман (по другим данным Гризинской или Гринской, из Ковно)х. Играть на кларнете он начал в десять лет, а уже через два года состоялся первый концерт с его участием. В четырнадцать лет Гудмен, решив посвятить свою жизнь музыке, бросил школу.
Творчество
Начало творческого пути
В августе 1925 года, в возрасте 16 лет, он начал играть в оркестре Бена Поллака, с которым он сделал ряд записей в 1926—1927 годах. Первые записи Гудмена под его собственным именем относятся к началу 1928 года.
В сентябре 1929 года Гудмен покидает оркестр Поллака и перебирается в Нью-Йорк, где начинает карьеру свободного музыканта. Он записывается на радио, играет в оркестрах бродвейских мюзиклов, создаёт собственные композиции и сам же их исполняет совместно с первыми самостоятельно созданными небольшими инструментальными ансамблями.
Первая его композиция, ставшая известной широкой публике, называлась «Он не стоит твоих слёз» («He’s Not Worth Your Tears») и была записана в январе 1931 года компанией «Мелотон рекордс» с участием певицы Скрэппи Ламберт.
В конце 1933 года Гудмен подписал контракт со звукозаписывающей компанией «Коламбия рекордс», и уже в начале 1934 года его композиции «Разве она не счастлива?» («Ain’t Cha Glad?», пел Джек Тигарден), «Шотландский рифф» («Riffin’ the Scotch», вокал — Билли Холидей) и «Папаша» («Ol’ Pappy», пела Милдред Бэйли), а весной «Я не лентяй, я просто мечтаю» («I Ain’t Lazy, I’m Just Dreamin’», также с участием Джека Тигардена) попали в десятку самых популярных.
Успех. Создание собственного джаз-оркестра
Успех этих и других композиторских опытов, а также предложение выступить в мюзик-холле Билли Роуза, вдохновили Гудмена на создание первого собственного джаз-оркестра, первое представление которого состоялось 1 июня 1934 года. Уже месяц спустя инструментальная композиция Гудмена «Лунный свет» (Moon Glow) оказалась на вершинах хит-парадов.
Успех «Лунного света» повторили композиции «Верь мне» (Take My Word) и «Труба зовёт танцевать рэгтайм» (Bugle Call Rag). После окончания контракта с мюзик-холлом Гудмен был приглашён на радио NBC вести субботнее ночное шоу «Потанцуем!» (Let’s Dance). За полгода работы Гудмена на радио его записи ещё одиннадцать раз попадали в десятку лучших, в том числе и после того, как Гудмен стал работать со звукозаписывающей компанией «RCA Victor».
Начало «Эры свинга»
Покинув передачу «Потанцуем!», Гудмен предпринял гастрольную поездку по США летом 1935 года. Особенным успехом пользовались его концерты на тихоокеанском побережье страны. Настоящим триумфом Гудмена можно назвать его выступление в Паломарском зале (близ Лос-Анджелеса) 21 августа 1935 года. Эта дата считается началом «Эры свинга».
Через некоторое время Гудмен переезжает в Чикаго, где совместно с певицей Хелен Уорд создаёт ряд сочинений, ставших настоящими шлягерами своего времени, неоднократно попадавшими на первые строчки хит-парадов:
«Это было так давно» («It’s Been So Long»)
«Хороший парень» («Goody-Goody»)
«Слава Любви» («The Glory of Love»)
«Эти мелочи напоминают мне о тебе» («These Foolish Things Remind Me of You»)
«Ты против меня с моим же оружием» («You Turned the Tables on Me»)
Гудмена вновь приглашают на радио в передачу «Караван верблюдов», а в октябре 1936 года его оркестр впервые появляется на телевидении. В это же время Гудмен возвращается в Нью-Йорк.
Пик карьеры
В 1937 году произведения Гудмена (в том числе «Поцелуи этого года» — «This Year’s Kisses») в очередной раз оказываются в числе наиболее популярных (не в последнюю очередь благодаря участию в их исполнении Эллы Фитцджеральд и Маргарет МакКрэй, а также трубача Гарри Джеймса). В декабре того же года его оркестр снова снимается в фильме «Отель Голливуд».
Пик артистической карьеры Гудмена в 1930-е годы пришёлся на 16 января 1938 года, когда он дал концерт в Карнеги-холле в Нью-Йорке (в первый раз за всю историю этого зала в нём звучала джазовая музыка), исполнив не только свои произведения но и такие известные песни, как «Avalon» Эла Джолсона. В этом году композиции Гудмена 14 раз входили в десятку лучших, среди них вокальная «Пусть моё сердце поёт» («I Let a Song Go out of My Heart») в исполнении Марты Тилтон и инструментальные «Не будь такой» («Don’t Be That Way») и «Пой, пой, пой, но не забудь и про свинг» («Sing, Sing, Sing (With a Swing)») (пользовавшаяся особым успехом и впоследствии включённая в Зал славы Грэмми).
Гудмен был чрезвычайно популярен не только в США, но и в Европе, о чём говорит, в частности, тот факт, что знаменитый венгерский композитор Бела Барток посвятил ему своё трио «Контрасты» для скрипки, кларнета и фортепиано, написанное в 1938 году. Несколько лет спустя специально для Гудмена Аарон Копленд написал концерт для кларнета с оркестром, а Леонард Бернстайн — цикл «Прелюдия, фуга и рифф» и сонатину.
Изменение творческого коллектива
В 1939 году джаз Гудмена покинули такие музыканты, как Джин Крупа и Гарри Джеймс — они решили создать собственные оркестры, и ему пришлось выдерживать достаточно сильную конкуренцию со стороны оркестров Арти Шоу и Гленна Миллера.
Тем не менее, композиции Гудмена по-прежнему были очень популярны — они ещё восемь раз попадали в десятку лучших. В ноябре того же года Гудмен со своим секстетом принял участие в постановке бродвейского мюзикла «Свинг мечты» («Swingin’ the Dream»). В этот период Гудмен сотрудничает с Мартой Тилтон, Милдред Бэйли, Луизой Тобин, Пегги Ли и другими вокалистами. Среди работ этого периода — «Ангелы поют» («And the Angels sing»), «Брось эти мечты» («Darn That Dream»), «Что-то изменится» («There’ll Be Some Changes Made»), инструментальная композиция «Джерсийский баунс» («Jersey Bounce») и многие другие. В мае 1942 года Гудмен снимается в фильме «Синкопа» («Syncopation»).
Вторая мировая война и послевоенное время
Вступление США во Вторую мировую войну и инициированный американской Федерацией музыкантов запрет на деятельность звукозаписывающих компаний вынудили Гудмена на время прекратить сотрудничество с Victor RCA. Закончив работу над композициями, начатыми ещё до запрета (в том числе ставшей впоследствии хитом баллады «Искать счастья в любви» («Taking Chance on Love»), он снимается в ряде кинофильмов: «Служебный вход в столовую» («Stage Door Canteen»), «Все здесь» («The Gang’s All Here», все — 1943), «Задушевно и без импровизаций» («Sweet and Low-Down», 1944) и других.
В декабре 1944 Гудмен вместе со своим квинтетом принимает участие в бродвейском шоу «Семь Искусств». Шоу пользовалось огромным успехом и выдержало 182 представления. А в начале 1945 года запрет на звукозапись был снят, и Гудмен смог вернуться на студию. Уже в апреле выходит альбом «Горячий джаз» («Hot Jazz»), который сразу же попадает в десятку лучших альбомов. Подобный же успех ожидал и следующие альбомы Гудмена — «Будет так или иначе» («Gotta Be This or That», на его записи Гудмен впервые сам исполнил вокальную партию), «Симфония» («Symphony») и многие другие, появившиеся в течение 1945—1948 годов.
Изменение направления
В 1946—1947 годах он принимал участие в серии радиопередач Виктора Борджа. К этому же времени относится переход Гудмена в звукозаписывающую фирму «Capitol Records», съёмки в фильме «Так рождается песня» («A Song Is Born») и начало экспериментов с исполнительскими стилями. На смену свингу приходит бибоп, и оркестр Гудмена записывает несколько сочинений в этом стиле. Но в декабре 1949 года Гудмен распускает свой оркестр. В дальнейшем он собирал ансамбли на временной основе только на время концертов, гастролей и записей. В основном это были квинтеты или секстеты (т.е. группы из пяти-шести музыкантов), реже - биг-бэнды полного состава.
К началу 1950-х годов Гудмен прекращает композиторскую деятельность, почти полностью сосредоточившись на исполнении и записях. В ноябре 1950 года в продажу поступает двойной альбом «Джаз-концерт в Карнеги-Холле», представлявший собой «живую» запись знаменитого выступления Гудмена 16 января 1938 года. В течение года этот альбом оставался на вершинах хит-парадов и стал самым продаваемым джазовым альбомом на тот момент времени. Впоследствии «Джаз-концерт в Карнеги-Холле» был включён в Зал Славы «Грэмми». Последовавший за ним альбом «Джазовый концерт № 2», основанный на записях 1937-38 годов, также был очень популярен у публики в конце 1952 года. С появлением высококачественного формата (Hi-Fi) LP 12" Гудмен перезаписал многие свои хиты на студии «Capitol», создав из них альбом «Б. Г.» («B.G.»), ставший хитом в марте 1955 года. Спустя год Гудмен записал ещё один альбом, в котором звучала музыка из автобиографического фильма «История Бенни Гудмена» («The Benny Goodman Story»; главную роль в этом фильме сыграл Стив Аллен, однако музыку исполнял сам Гудмен).
Будучи уже всемирно известным музыкантом, Гудмен, тем не менее, желал улучшить свою исполнительскую технику и с 1951 года брал частные консультации у известного английского кларнетиста Реджинальда Келла, приехавшего в США.
Конец пути
Начиная с 1956 года, Гудмен совершил ряд гастрольных поездок по миру, в 1962 году посетил Советский Союз, по результатам этой поездки выпустил концертный альбом Бенни Гудмен в Москве. В 1963 году на студии RCA Victor состоялось воссоединение легендарного квартета Бенни Гудмена образца 1930-х годов (сам Гудмен, Джин Крупа, Тедди Уилсон и Лайонел Хэмптон), и год спустя альбом, записанный ими (под названием «Снова вместе!»), опять стал одним из популярнейших альбомов. К этому же периоду творчества относятся записи некоторых произведений академической музыки (в частности, Сонаты для кларнета и фортепиано Франсиса Пуленка, совместно с Леонардом Бернстайном, а также музыки самого Бернстайна, Иоганнеса Брамса, Аарона Копленда и Клода Дебюсси).
В последующие годы Гудмен почти не записывался, одной из последних его крупных работ стал альбом «Бенни Гудмен сегодня», записанный в 1971 году в Стокгольме. Незадолго до своей смерти он получил премию «Грэмми» за альбом «Потанцуем!» (на основе музыки к одноимённой радиопередаче).
Гудмен умер 13 июня 1986 года в Нью-Йорке от сердечного приступа, похоронен в Стэмфорде.
Творческое наследие Гудмена включает в себя огромное количество дисков и пластинок, записанных в основном в 1930-е-1940-е годы компаниями «Columbia» и «RCA Victor». Кроме того, существует серия дисков из личного архива Гудмена, выпущенная фирмой «Music Masters», и различные отдельные записи. Эти записи подтверждают факт незаурядного исполнительского и дирижёрского таланта Гудмена.
- Информация о материале
Диззи Гиллеспи (англ. Dizzy Gillespie; настоящее имя Джон Биркс Гиллеспи, англ. John Birks Gillespie, 21 октября 1917, Чироу, Южная Каролина — 6 января 1993, Инглвуд, Нью-Джерси) — выдающийся джазовый трубач-виртуоз, вокалист, композитор, аранжировщик, руководитель ансамблей и оркестров, родоначальник современного импровизационного джаза (вместе с Чарли Паркером основал стиль бибоп).
Биография
Джон Гиллеспи был девятым и последним ребенком миссис Лотти Гиллеспи. Его семья жила скромно, но в достатке. Рано познакомился с музыкой благодаря присутствию в доме нескольких музыкальных инструментов его отца-каменщика, который по совместительству был лидером местного бэнда. На представленном сайте можно бесплатно скачать колыбельные песни в исполнении разных музыкантов. Обнаружив незаурядные музыкальные способности, уже в раннем детстве освоил различные музыкальные инструменты. Прозвище «Диззи» (головокружительный, ошеломляющий), получил ещё в детстве за склонность к озорным проделкам и эксцентрическим выходкам, шокирующим окружающих. После смерти отца в 1927 году был принят (заслужив право на стипендию) в Лоринбургский институт (Северная Каролина) — негритянский общеобразовательный колледж, где обучался на музыкальном отделении по классам тромбона, теории и гармонии. Затем, самостоятельно овладевает трубой (от игры на которой приходит в восторг), фортепиано и ударными инструментами. С 15 лет полностью переходит к игре на трубе. В годы учёбы выступает в ученическом оркестре колледжа. В 1935 году из-за переезда матери в Филадельфию, Джон временно прерывает свои занятия на несколько месяцев. Диплом об окончании Лоринбургского колледжа получает в 1937 году.
Профессиональную деятельность начинает ещё в филадельфийских клубах. Там он начинает работать в местном бэнде Фрэнка Фейрфакса как 3-й трубач (вместе с Чарли Шэверсом и Карлом «Бама» Уориком), — подражая своему кумиру Рою Элдриджу. В 1937 году переезжает в Нью-Йорк и успешно пройдя прослушивание несмотря на оригинальное поведение (явился одетым в пальто, перчатки и при этом виртуозно импровизировал), поступает в гарлемский оркестр Тедди Хилла работавший в «Savoy Ballroom». В этом оркестре Гиллеспи, как раз становится преемником Роя Элдриджа, который незадолго до этого переходит в оркестр Флетчера Хендерсона. Шутовским поведением (накануне предстоящих летних европейских гастролей) быстро восстанавливает против себя оркестрантов и они требуют его увольнения. Хиллу удается уладить конфликт и Гиллеспи с успехом гастролирует с оркестром в Англии, Франции являясь третьим трубачом бэнда. За довольно короткий срок он начинает играть некоторые партии первой трубы, и уже больше учит других музыкантов, чем учится сам. Сотрудничество с Тедди Хиллом продолжалось вплоть до роспуска оркестра в 1939 году.
По возвращении в США участвует в культурной программе Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939), в течение 2-х месяцев сотрудничает с пианистом Эдгаром Хейсом.
С конца 1939 года по сентябрь 1941 играет в оркестре певца Кэба Кэллоуэя. В этот период (9 мая 1940 года) — незадолго до гастролей в Канаде — женится на танцовщице Лоррейн Уиллис, которая выступала тогда в гарлемском театре «Apollo». Отношения в новом оркестре также незаладились. Музыканты оркестра не желали мириться с его насмешками над их профессионализмом и не понимали его экспериментов (сам Кэллоуэй называл его игру «китайской музыкой»). Во время одного из концертов дело дошло до драки за сценой с руководителем бэнда (Диззи нанес несколько ранений Кэллоуэю), после чего был со скандалом уволен из оркестра.
В это время Гиллеспи уже завоевывает известность благодаря своей «головокружительной» пассажной технике (прозвище «Диззи» приобретает новый смысл) и непривычному для поклонников свинга музицированию — нервозно-импульсивному, взрывчатому, с поворотами и изломами мелодии, неожиданными акцентами и паузами, усложненной гармонической структурой.
В дальнейшем выступает с оркестрами Мерсера Эллингтона и Эллы Фитцджеральд, зимой 1941-42 играет у Бенни Картера, затем у Чарли Барнета, Леса Хайта, Кэлвина Джексона и Лакки Миллиндера. Занимается аранжировкой, выполняет заказы для оркестров Вуди Германа, Джимми Дорси и других. Параллельно с этим участвует вместе с молодыми энтузиастами зарождающегося боп-движения (Чарли Паркером, Телониусом Монком, Кенни Кларком, Чарли Крисченом, Карлом Уориком) в знаменитых джем-сэйшн в гарлемском клубе «Minton’s Playhouse», открывших собой новый этап в развитии джазовой музыки — эру модерн-джаза.
Летом 1942 года Диззи Гиллеспи создает в Филадельфии квартет — первый в истории джаза боп-ансамбль, где на барабанах играл белый музыкант Стэн Леви. В конце того же года Гиллеспи входит в состав оркестра Эрла Хайнса, где была необычайно высокая концентрация ещё никому не известных сторонников нарождающегося стиля бибоп (Чарли Паркер, Бенни Харрис, Бенни Грин, Уорделл Грэй, Сара Вон, Билли Экстайн), стремящихся к обновлению традиционного музыкального языка джаза. После распада оркестра Хайнса, Диззи Гиллеспи играет в комбо Коулмена Хокинса и затем около 3 недель в оркестре Дюка Эллингтона. В последующий период Гиллеспи работает со своим составом, где продолжает активно разрабатывать стилистику бибопа. В 1944 году работает в оркестрах Джона Кирби и Билли Экстайна, в 1945 году — выступает с квинтетом Чарли Паркера (с которым познакомился в 1940 году в Канзас-сити), а затем Диззи создает биг-бэнд, с которым гастролирует в южных штатах. В 1946 году Диззи Гиллеспи обновляет состав своего оркестра, добавляет в ритм-группу нескольких перкуссионистов (самым известным стал Чано Позо), подчеркивая таким образом афроамериканские корни джаза (эту музыку принято называть афро-кубинской). В композициях и аранжировках оркестра упор делается не на звучание инструментальных групп, а на игру солистов-импровизаторов, таких, как Милт Джексон, Рэй Браун, Джеймс Муди, Сесил Пэйн, Джей Джей Джонсон, Юзеф Латиф (позже присоединились Джон Колтрейн, Джимми Хит, Пол Гонзалес). В 1946-48 оркестр несколько раз гастролирует в Европе.
29 сентября 1947 биг-бэнд Диззи Гиллеспи выступил в Карнеги-холл с большой концертной программой, в которой впервые прозвучали Toccata For Trumpet And Orchestra Джона Льюиса, Good Bait Тэда Дамерона и сюита Джорджа Рассела Cubana Be, Cubana Bop.
В 1950 году оркестр прекращает своё существование и Гиллеспи переключается на игру в комбо-составах, выступает с квинтетом, регулярно записывает пластинки (с 1951 у него своя фирма грамзаписи). Выступает в концертах «Джаз в Филармонии», организованных продюсером Норманом Гранцем (его партнёрами чаще всего становились Дон Байес, Эл Хейг, Лео Райт, Джуниор Манс, Лало Шифрин, Стэн Леви, Лес Спан и другие) и на джазовых фестивалях в Париже, Каннах, Варшаве, Ньюпорте и других. В 1956 году совместно с Куинси Джонсоном (при поддержке Госдепартамента США)организует ещё один биг-бэнд, с которым гастролирует в Югославии, Греции, на Ближнем Востоке и в Южной Америке. Преподает в джазовой школе в Ленноксе.
Диззи Гиллеспи был пионером латин-джаза: именно в его биг-бэнде 1946-50 гг. играл знаменитый перкуссионист Чано Посо, благодаря которому впервые систематически зазвучало соединение джазовой оркестровки, бибоповой импровизации и афро-кубинских ритмов (пьеса «Manteca» и другие).
В 1960 г. в состав квинтета Гиллеспи вошёл аргентинский пианист и композитор Лало Шифрин, с которым Гиллеспи познакомился в 1956 г.
Ещё в 1961 году журнал Down Beat выбирает Гиллеспи в символический «Пантеон славы».
В 1964 году Диззи Гиллеспи сам себя выдвигает кандидатом в президенты США. Его предвыборная программа включала обещание в случае его избрания переименовать Белый дом в «Блюзовый дом», назначить госсекретарем США Дюка Эллингтона, а генеральным прокурором США главу «Организации афроамериканского единства» Малькольма Икс, директором Центрального разведывательного управления — трубача Майлза Дэвиса, а слепого певца Рэя Чарльза — директором Библиотеки Конгресса.
С середине 60-х периодически собирает оркестр «Reunion Big Band». Параллельно постоянно играя в малых группах, выступал на многих фестивалях, три раза представляя джаз в Белом доме.
В 1970 году Диззи Гиллеспи принимает Веру Бахаи, цель которой - единство всех людей без различения рас и народов. Роль Диззи в Вере Бахаи была настолько значительной, что в нью-йоркском New York Baha’i Center до сих пор проводятся джазовые концерты в его честь.
В 70-е годы входил в различные звездные составы. В конце 70-х стал почетным доктором нескольких университетов.
В 1980-е годы Диззи Гиллеспи руководит биг-бэндами «Dream Band», «United Nations Orchestra», в которые входили трубачи Артуро Сандоваль и Клаудио Родити, саксофонист Пакито Д’Ривера, перкуссионист Аирто Морейра, вокалистка Флора Пурим. Сотрудничает с молодыми коллегами, которых по праву считает своими учениками — с Джоном Фэддисом, Артуро Сандовалем или Уинтоном Марсалисом. Самые известные композиции Гиллеспи исполняемые биг-бэндом — Night In Tunisia, Con Alma, Bebop, Salt Peanuts, Dizzy Atmosphere, Groovin’ High, Woody’n You, Blue N’Boogie. В 1989 году Гиллеспи даёт 300 концертов в 27 странах мира и 31 штате США, коронуется как племенной вождь Нигерии, получает 14-ю в своей жизни степень почётного доктора (на этот раз от бостонского музыкального колледжа Бёркли). В этом же году удостаивается степени командора Ордена искусств и литературы Французской Республики и премии «Грэмми» за заслуги в течение всей жизни. Звезда Диззи Гиллеспи заложена на голливудской Аллее Славы возле дома 7057 по Голливудскому бульвару в Лос-Анджелесе.
В 1990 году он единственный раз в жизни выступает в СССР (в московском Театре эстрады).
Диззи Гиллеспи выступил в самом престижном концертном зале США, нью-йоркском Карнеги-Холле, 32 раза. Назначено было и его 33-е выступление — в день его 75-летия, однако из-за болезни Диззи выступить не смог. В этот день вместо него выступили его друзья и ученики (многолетний партнер по малым ансамблям и биг-бэндам, саксофонист и флейтист Джеймс Муди; трубач Джон Фэддис; кубинский саксофонист и аранжировщик Пакито Д’Ривера и многие другие музыканты).
Диззи Гиллеспи умер от рака поджелудочной железы ночью 6 января 1993 года и был похоронен на кладбище Flushing Cemetery в нью-йоркском районе Куинс. Согласно его воле, было две похоронные церемонии: одна — по обряду Бахаи, другая, открытая для широкой публики — в принадлежащем епископальной церкви соборе Св. апостола Иоанна Богослова.
Творчество
Мастер бибопа
Диззи Гиллеспи был одним из величайших трубачей XX столетия. Он виртуозно играл на трубе и превосходно импровизировал. Прожив 75 лет он успел невероятно много: вместе с саксофонистом Чарли Паркером в 40-е произвел революцию в джазе, породив новый стиль, бибоп, ставший во второй половине века основой джазового языка; записал сотни эпохальных пьес и альбомов, вошедших в золотой фонд джаза; создал несколько малых составов и биг-бэндов, каждого из которых было бы достаточно для увековечевания памяти. В течение многих десятилетий Гиллеспи олицетворял собой собирательный образ «головокружительного» джазмена, был недосягаем как джазовый виртуоз и сумел оказать влияние на многих музыкантов последующих поколений (не только трубачей). Гиллеспи удалось завоевать признание широких масс как шоумену, он был одним из мастеров скэта, то есть вокально-слогового пения, законодателем новой сценической моды (экстравагантные костюмы и головные уборы пришли на смену фракам, типичным для эпохи свинга), остроумным конферансье и часто шокировал общественность своими выходками.
Каунт Бэйси как-то сказал о нём:
«Гиллеспи создал 75 % современного джаза».
Бенни Картер, оценивая виртуозность исполнителя, говорил:
«Изобретатель трубы знал, что есть вещи, которые на этом инструменте реализовать нельзя, но он забыл сказать об этом Диззи».
Знаменитые берет и очки в роговой оправе Диззи, манера слогового пения (скэт), труба с изогнутым раструбом на 45 градусов и сильно надутые щёки, жизнерадостный характер — все это способствовало популяризации бибопа, не понятого поначалу слушателями джаза и подвергшегося сильной критике многими специалистами джаза и музыкантами.
По поводу изогнутой трубы, известный джазовый критик Леонард Фезер писал:
«… случай произошел на вечеринке, устроенной в честь дня рождения Лоррейн в январе 1954 года в баре „Snooki“ на 44-й улице. Гиллеспи оставил свою трубу на подставке для инструментов, но кто-то из танцоров свалился на неё и при этом погнул трубу, так что её раструб оказался направленным вверх.»
Новое звучание, которое изгиб придал инструменту, понравилось Гиллеспи, и с тех пор он играл только на гнутой трубе.
Очень много было сказано и написано о неподражаемых щеках Диззи Гиллеспи. Интересно, что на ранних фотографиях (в 30-е годы) где Диззи Гиллеспи в родном городе Чироу запечатлен с заезжими биг-бэндами, его щеки имеют вполне обычный, правильный вид. Раздуваться они начинают только к концу десятилетия, после переезда Диззи на восточное побережье — сначала в Филадельфию, а потом и в Нью-Йорк. Объяснение этому дает Барнхарт[1] (музыкант, профессор по классу трубы и солист оркестра имени Каунта Бэйси):
«… в то время, когда Диззи с Чарли Паркером и другими начал устраивать джем-сешны на всю ночь, когда они создавали эту новую музыку — бибоп, он играл часами, много часов подряд, чаще всего соревнуясь с выходящими на сцену музыкантами, пытаясь их „зарезать“. Он никак не мог позволить себе поддаться усталости и заставлял себя продолжать, когда другие трубачи уже выходили из строя — то есть когда и его мышцы уже начинали сдавать. Чтобы не уступать саксофонистам, Гиллеспи опирался на свои щёки; в саксофон можно дуть хоть пять часов, усталость при этом не сравнима с усталостью человека, играющего на трубе. Губы трубача во время игры, вибрируя, ударяются о жесткий мундштук, в то время как саксофонист имеет дело с довольно мягкой тростью. Когда мышцы, составляющие амбушюр, устают … щёки неизбежно начинают компенсировать недостаток поддержки на губах, раздуваясь сильнее, чем обычно. Именно это и случилось с Гиллеспи. А не смеялись над ним, над его странным видом, по одной простой причине — никто в мире не потянул бы играть на трубе так и в таких количествах, как играл он в сороковых годах. Музыканты, критики, слушатели — всех их он заставил сосредоточиться на том, что он играл, а не на том, как он при этом выглядел. Мышцы щёк он использовал для того, чтобы дополнить выдох от диафрагмы. Да, щёки раздувались, но он не терял контроля над потоком воздуха».
Кроме того, истинной сенсацией в мире джаза было использование Гиллеспи элементов афро-кубинского музыкального наследия, примером чему в частности служит выдающаяся обработка песни Mas Que Nada. Под влиянием бонго и конга (род афро-кубинских барабанов) Диззи Гиллеспи значительно усложнил ритмическую структуру джаза и внедрил в биг-бэнд пульсирующее звучание. Однако помимо экзотических для того времени афрокубинских нововведений, фурор в мире больших оркестров произвело новое звучание бибопа в исполнении биг-бэнда Диззи Гиллеспи. Радикально новый бибоп отразился в композиции «Cubana Be Cubana Bop», написанной Джорджем Расселом, в будущем дирижёром и теоретиком. В дальнейшем Диззи Гиллеспи открыл миру целую плеяду композиторов и аранжировщиков, среди которых Гил Фалле, Джон Льюис, Чикко О’Фэррил и Тэд Дамерон. Оркестр Гиллеспи того времени, предвосхитил «гибкость звучания» современных биг-бэндов.