Сай Коулмэн (англ. Cy Coleman, имя при рождении Сеймур Кауфман; 14 июня 1929 года — 18 ноября 2004 года) — американский композитор, джазовый пианист, автор многочисленных мюзиклов и популярных мелодий.


Биография

Сеймур Кауфман родился в Бронксе в 1929 году в еврейской семье выходцев из Бессарабской губернии Российской Империи. Сын Макса (строитель) и Иды Кауфман. Мать имела небольшое домовладение, часть жилья в котором сдавалось в аренду. Один из постояльцев съехал, оставив своё фортепиано. Четырёхлетний Сеймур объявил его своим. Через год мальчик в совершенстве освоил инструмент. Молочник, обслуживающий район, рассказал о талантливом ребёнке учителю музыки своего сына. Тот предложил Кауфманам уроки классических основ владения инструментом. В 7 лет Сеймур уже выступал в Карнеги-холле и Таун-холле. Обучение Кауфман продолжил в музыкальном колледже Нью-Йорка и в Высшей школе музыки и искусств. Уже к концу 1940-х годов молодой человек предпочёл джаз карьере классического музыканта.

Сай Коулмэн (использовать американизированный псевдоним предложил ещё первый учитель музыки Кауфмана) собрал джазовое трио и выступал в ресторанах и барах. Первым успехом в качестве композитора стала написанная вместе с Джо Маккарти песня «Why Try to Change Me Now?» («Зачем пытаться изменить меня сейчас?»), которую в 1952 году записал Фрэнк Синатра. Композиции Коулмэна начала 1950-х годов исполняли Сэмми Дэвис и Нэт Кинг Коул. В начале 1950-х годов Сай знакомится с поэтессой Кэролайн Лей. В этом творческом союзе были созданы наиболее известные и популярные произведения композитора.


«Witchcraft» («Колдовство»), 1957 год


Эта популярная песня была написана Коулмэном и Лэй в 1957 году и впервые исполнена Фрэнком Синатрой. Продержалась в чатах США 16 недель. Была номинирована на Грэмми в номинациях за лучшую запись года, за лучшую песню года и за лучший мужской вокал. Позже версии Witchcraft включали в свои альбомы многие исполнители: Билл Эванс в 1959 году, Элла Фицджеральд в 1961 году, Сара Вон Sassy в 1962 году. В телевизионном шоу 1960 года «Добро пожаловать домой, Элвис» Синатра спел классическую песню Пресли Love Me Tender, а Пресли исполнил именно Witchcraft.
«Wildcat» («Рискованное дело»), мюзикл, 1960 год

С предложением написать музыкальный спектакль специально для Люсиль Болл к Коулмэну обратился хореограф Майкл Кид. За основу был взят сценарий Ричарда Нэша. Мюзикл был готов к весне 1960 года и получил название «Wildcat» («Рискованное дело» или «Дикая кошка» — в данном случае игра слов. «Wildcat», кроме дословного перевода, на жаргоне Юго-запада США означает «пробуренная наугад скважина», что позже трансформировалось в более широкое понятие «рискованное дело» и полностью соответствует смыслу сценария). Сюжет: привлекательная авантюристка Уайлди Джексон прибывает в начале XX века в Техас и пытается без капитала и технологий участвовать в гонке за вновь открытыми запасами нефти. Премьера мюзикла состоялась 16 декабря 1960 года. В результате продолжительной болезни Люсиль Болл и отсутствия положительных рецензий спектакль был закрыт к лету 1961 года, выдержав всего 171 представление.

Эта песня хотя и была написана в 1962 году Коулмэном и Лэй для Тони Беннетта, более популярной стала после того, как Фрэнк Синатра включил её в свой альбом 1964 года «It Might as Well Be Swing». Вокал был записан под аккомпанемент оркестра Каунта Бейси и при участии Куинси Джонса. В фильме «Чего хотят женщины» именно под эту запись герой Мела Гибсона исполняет танцевальный номер. В последующем в разные годы эту песню исполняли: Пегги Ли (1962 год); Сара Вон Sassy (1962 год); Элла Фицджеральд (1982 год); Майкл Стивен Бубле (2007 год); Софи Милмэн (2009 год). Название этой песни выгравировано на надгробной плите Фрэнка Синатры.

Следующими совместными произведениями Коулмэна и Лэй стали мюзиклы «Маленький Я» («Little Me») и «Настоящая живая девчонка» («Real Live Girl»), после чего творческий союз распался.


«Sweet Charity» («Милая Чарити»), мюзикл, 1966 год

 

В 1964 году Сай Коулмэн знакомится с поэтессой Дороти Филдс и предлагает ей сотрудничество. Филдс, которая была старше Коулмэна на 24 года, энергично и плодотворно принялась за работу с молодым композитором. Первым их совместным проектом стал мюзикл «Милая Чарити», который был поставлен по сценарию — адаптации Нила Саймона, использующий, в свою очередь, сюжет Федерико Феллини к драме «Ночи Кабирии». Постановщиком и хореографом Бродвейской версии выступил дебютант Боб Фосс, роль Ширли МакЛейн исполнила его жена Гвен Вердон. Постановка в 1966 году была представлена к получению премии Тони в 12 номинациях, но победила только в одной — за лучшую хореографию. Спектакль демонстрировался 608 раз и был поставлен вновь в 1986 году и 2005 году.

В 1969 году мюзикл был экранизирован Бобом Фоссом под одноимённым названием.

В начале 1970-х годов Коулмэн и Филдс подготовили ещё два проекта: музыкальный спектакль об Элеоноре Рузвельт и мюзикл «Качели» («Seesaw»). Удачное творческое партнёрство было прервано смертью Дороти Филдс в 1974 году.

В течение нескольких посследующих лет Коулмэн работает с разными либреттистами и пишет музыку к мюзиклам разных жанров: «Я люблю свою жену» («I Love My Wife», 1977 год) — сатира на сексуальную революцию; «В двадцатом веке» («On the Twentieth Century», 1978 год) — эксцентрическая комедия, почти фарс; «Барнум» («Barnum», 1980 год) — история известного американского шоумена Ф. Т. Барнума.


«City of Angels » («Город ангелов»), мюзикл, 1988 год

 

В 1988 году Коулмэн совместно с поэтом Дэвидом Зиппелем и либреттистом Гарри Гельбертом заканчивает работу над новым мюзиклом «Город ангелов». Действие происходит в Голливуде в конце 1940-х годов. В спектакле использован художественный приём, при котором всё повествование делится на две части: реальный, «цветной» мир, где некий автор работает над сценарием к кинофильму, и вымышленный, «чёрно-белый», где активно действуют придуманные им персонажи. В первом писатель Стайн противостоит авторитарному режиссёру и продюсеру, пытаясь сохранить сценарий будущего фильма «Город ангелов» в своей редакции, во втором детектив Стоун — коварной авантюристке. В первом Стайн пытается разобраться в последствиях романтической связи с секретаршей, во втором Стоун — в мрачной тайне своего прошлого. Миры, подчёркнуто разделённые стилем декораций и костюмами героев, начинают переплетаться, влиять один на другой. Актёры, играющие персонажей сценария Стайна, играют и соответствующие роли в реальной жизни.

Спектакль получил 6 премий Тони из 11 номинаций, в том числе как лучший мюзикл года, за лучший сценарий, мужскую роль и лучшие декорации.

Премьера мюзикла на Бродвее состоялась 11 декабря 1989 года в театре Virginia. Спекталь шёл до января 1992 года, выдержав 878 представлений. После этого он ещё год демонстрировался в различных городах США в рамках гастрольного тура. Английская премьера состоялась в театре Prince of Wales в Вест-энде Лондона в марте 1993 года.


«The Will Rogers Follies» (Глупости Роджера Уилла), мюзикл, 1991 год


Этот мюзикл был создан на литературной основе Питера Стоуна и стихи Бетти Комден и Адольфа Грина. Спектакль посвящён популярному в начале ХХ века в США юмористу Роджеру Уиллу, известному своими афоризмами. Премьера состоялась 1 мая 1991 года в Palace Theatre на Бродвее. Спектакль шёл до 1993 года и выдержал 981 представление [8].

Спектакль повторил успех «Города ангелов»: получил 6 премий Тони из 11 номинаций, в том числе как лучший мюзикл года, за лучший сценарий, лучшую хореографию и дизайн костюмов.

На протяжении всей карьеры Коулмэн активно работал для кино и телевидения. Из 85 фильмов и сериалов, в которых использована его музыка, следует выделить: сериал «Коломбо» сезона 1972 года; «Во всём виноват Рио» (1982 год), «Игра» (1997 год); «Ронин» (1998 год); «Чего хотят женщины» (2000 год).

Коулмэн умер 18 ноября 2004 года от сердечного приступа. У него остались жена Шелби Коулмэн и недавно удочерённая Лили Сай Коулмэн (2000 года рождения).

Back to Top