Архив
- Информация о материале
Согласно одному из самых стойких мифов о джазе, над которым откровенно посмеиваются американцы, впервые он был признан самостоятельным музыкальным жанром в Европе. Как заявил недавно английский музыковед Бенни Грин, именно европейцы открыли США глаза на достоинства их собственной музыки. Еще категоричнее выразился бельгийский специалист по джазу Робер Гоффен: "Интеллектуалы Европы быстро оценили сначала брендмобили, а вместе с ними и очарование американской музыки. В чем же причина того, что европейцы сделали это раньше, чем сами американцы? Ответ очень простой: большое влияние на отношение многих американцев к джазу всегда оказывали и оказывают до сих пор расовые предрассудки. Сама мысль о том, что презираемая ими раса создала бессмертный вид искусства, казалась им совершенно неприемлемой. Именно благодаря выступлениям европейских критиков в Соединенных Штатах появились поклонники джаза" 1.
- Информация о материале
Глейзер был шумливым, задиристым человеком, связанным с гангстерским миром и имевшим полезные знакомства в городском муниципалитете. Разговаривал он грубо, действовал круто, постоянно угрожал кого-то "лягнуть" или "проучить". Как свидетельствует Макс Гордон, владелец "Виллидж Вэнгарда", одного из наиболее известных джазовых клубов мира, "Джо Глейзер был самым жестким и грубым менеджером из всех, с кем мне когда-либо приходилось иметь дело" 1. А Корк О'Киф как-то сказал: "Плохо приходилось тому, кого Джо за что-то невзлюбил. Он ни перед чем не останавливался, чтобы отомстить".
- Информация о материале
Предваряя одно из ранних переизданий записей Армстронга, относящихся к периоду его работы с Джо Глейзером и фирмой "Decca", который начался в 1935 году, Дэн Моргенстерн писал: "Одна из странностей подхода джазовой критики к творчеству Луи состоит в том, что его работа с малыми группами (сначала с "Hot Five" и "Hot Seven" с 1925 по 1928 год, а после 1947 года с "All Stars") получила высочайшую оценку, тогда как выступления с биг-бэндами между этими периодами игнорировались, недооценивались или оценивались пристрастно. Но это, как я уже сказал, свойственно лишь музыковедам и историкам. В отличие от них, музыканты и испытанные почитатели Армстронга, отвечая на вопрос, что в творчестве Армстронга им нравится больше всего, гораздо чаще вспоминают его работы с биг-бэндами. Шедевры нынешнего альбома - а на мой взгляд, это такие пьесы, как "Barbecue", "Jubilee", "The Sceleton in the Clozet", "Ev'ntide" и неподражаемая "Swing That Music", - вошли в историю джаза как уникальные образцы джазового исполнения. Это как бы миниатюрные концерты для трубы, но миниатюрные только по объему, по замыслу они грандиозны" 1.
- Информация о материале
В конце второй мировой войны вкусы публики в очередной раз изменились, вызвав рождение новых и закат старых звезд. Такое случалось уже не раз. В начале XX века танцевальный бум сопровождался появлением регтайма, который в 1920-х годах уступил место живому, энергичному джазу, а тот в свою очередь не выдержал конкуренции со стороны родившегося в 1930-х годах свинга. Сейчас носят обувь отличную от той, что носили почти сто лет назад. Но как и тогда, выбирают качественную. Вот ее то и можно посмотреть в каталоге обуви Ральф Рингер. А в то время опять все повторилось: доминировавшие в течение целых десяти лет свинг-бэнды за удивительно короткий срок полностью исчезли с эстрады. Еще осенью 1945 года свинг был господствующим течением популярной музыки. Полтора года спустя о нем почти уже забыли.
- Информация о материале
В 1946 году Луи Армстронг был всего лишь второразрядной звездой. Но и такого, сравнительно скромного положения он достиг не столько благодаря своим выступлениям с малым свинговым оркестром, сколько тому, что время от времени - в среднем раз в два года - снимался в кино. Однако не прошло и трех лет, как его группа становится "вероятно, самым высокооплачиваемым ансамблем малого состава" 1. Вскоре Армстронг совершил первую из своих многочисленных, широко разрекламированных зарубежных поездок в качестве посла доброй воли.
- Информация о материале
В середине 1960-х годов, когда успех пластинки "Hello, Dolly" сделал Армстронга самым популярным эстрадным артистом Америки, его здоровье начало ухудшаться. Несмотря на то что всю жизнь Луи работал, что называется, на износ, долгое время он оставался удивительно здоровым человеком. Никогда особенно не злоупотребляя спиртными напитками, Армстронг нередко, особенно в молодости, любил крепко выпить. Перед едой, а также после окончания рабочего дня он обязательно "пропускал" одну-две рюмки виски. Луи всегда много курил, а с конца 1920-х годов ежедневно выкуривал сигарету с марихуаной.
- Информация о материале
Анализ грамзаписей, сделанных Армстронгом начиная с 1947 года, когда он расстался с биг-бэндами, и до конца жизни, представляет известную трудность. Существует около 436 оригинальных студийных записей, помимо множества дублей, которые были выпущены позднее. Из числа первых 130 сделано с большими студийными оркестрами, 125 - с "All Stars" и 140 - с другими исполнителями-солистами, такими, как Элла Фицджералд, "Дюк" Эллингтон и Дэйв Брубек в сопровождении различных составов.
- Информация о материале
Оглядываясь на творчество Луи Армстронга, больше всего поражаешься двум вещам. Во-первых, тому, какое огромное воздействие оно оказало на музыку XX века. Почти невозможно, включив радио, услышать музыку, в которой не сказалось бы влияние Армстронга. Ниже мы еще остановимся на этом подробнее. Во-вторых, изумляет, насколько бессмысленно и бесплодно он расточал свой талант. Можно утверждать без преувеличения, что две трети своей творческой энергии он потратил впустую. Если бы Луи прекратил свою концертную деятельность еще в 1933 году, то есть после второй поездки в Англию, наше мнение о нем как о музыканте вряд ли было бы другим. Конечно, выступления Армстронга в кинотеатрах и танцзалах усиливали его влияние на джазменов, особенно на трубачей. Но уже начиная примерно с 1938 года образцом для молодых исполнителей стали в первую очередь Рой Элдридж, "Диззи" Гиллеспи, никогда не считавший Армстронга своим идеалом, и целый ряд других восходящих звезд. Наибольший след в музыке оставили выступления Армстронга с оркестром Хендерсона, пластинки серии "Hot Five" и записи, которые он сделал вместе с биг-бэндами для фирм "OKeh" и "Victor". Что же касается записей фирмы "Decca", то лишь шесть из них служили образцом для подражания другим музыкантам, причем три- "Jubilee", "I Double Dare You" и "Struttin' with Some Barbecue" - были сделаны во время сеанса, состоявшегося в январе 1938 года.
- Информация о материале
К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Джаз родился в Новом Орлеане между 1900 и 1910 годами. Через восемьдесят лет после своего появления на свет они, вместе с блюзом, обрели статусы международного языка, который стал любим и понятен во всем мире. Конечно, у каждого народа есть собственный «диалект» этого языка: советский джаз развивался иными путями, нежели немецкий, а тот, в свою очередь, обрел черты, отличные от американского стиля. Вообще можно заметить, что, чем дальше на восток уходит джаз, тем больше приобретений находит он на своем пути. Несмотря на то, что нынче в Соединенных Штатах звучит прекрасный авангардный джаз, традиционные его формы все же занимают здесь более прочные позиции, чем в странах Восточной Европы.
Я надеюсь, что эта книга побудит советских любителей джаза и музыкантов-профессионалов к постижению огромной ценности старейших джазовых традиций. Мы не расстаемся с хоралами Иоганна Себастьяна Баха, поэзией Александра Пушкина и живописью Леонардо да Винчи только по той причине, что им сотни лет, мы продолжаем открывать в них огромный смысл. Лучшим работам Луи Армстронга сегодня уже около пятидесяти лет, но они имеют над нами такую власть и так нас трогают, будто созданы в наши дни. Я надеюсь, что читатели, которые не прошли еще через потрясение величием дара Армстронга, захотят испытать его.
На свете есть лишь несколько способов общения, столь же интернациональных, как джаз. Ведь музыка понятна всем людям земли. Давайте же вместе надеяться, что она сплетет прочные узы, объединяющие народы.
ДЖЕЙМС ЛИНКОЛЬН КОЛЛИЕР Нью-Йорк, 1986 год
- Информация о материале
Перед своим вступлением в ряды Роллинг Стоунз Мик Тэйлор, несмотря на молодость, был уже известным музыкантом. Он играл с Джоном Мэйэлом на альбомах"Ваге Wires”, "Crusade" и "Blues From Laurel Canyon". В июне 1965 года он выпустил сольный сингл "London Town/Hoboin", являющийся ныне суперредкостью. Один из знатоков творчества Стоунз Феликс Эппли убежден, что Мик также записывал вышедший в 1964 году на фирме "Polydor" сингл "Garage Man/My Bad Baby" с группой "The Juniors". Правда, более убедительной информации ни он, ни другие не имеют.
На протяжении пяти лет Тэйлор своей техничной игрой разукрашивал скупые музыкальные краски группы. Сменивший его Рон Вуд в паре с Кейтом Ричардсом образовал двойную ритм-пару, что в сравнении с живой гитарой Тэйлора выглядит более сдержанно. Гитарные проигрыши в "Get YerYa-Ya’sout", особенно в "Stray Cat Blues" и "Midnight Rambler" были совершенно великолепны, а заключительные аккорды "Street Fighting Man" никогда больше не звучали столь грозно после ухода Мика.
К сожалению, после своего громкого раставания с Роллинг Стоунз Мик Тэйлор больше ничем не заявил о себе, вновь подтвердив известное мнение о том, что пребывание в Стоунз лишает всей жизненной энергии. Его первым послестоунзовским проектом была совместная работа с Карлой Блей и Джеком Брюсом, но, кроме многообещающей композиции "Old Grey Whistle Test", записанной в 1975 году, никакого иного запечатленного в записях наследства этот коллектив не оставил.
В конце семидесятых Тэйлор принимал участие в записях других музыкантов, однако до 1979 года он не смог выпустить собственного сольного альбома. Помогали ему в этом, среди прочих, Лоэулл Джордж и Пьер Морлен, однако особого интереса альбом не вызвал. Это объясняется тем, что время выхода альбома совпало с повсеместной апатией в музыкальной прессе по отношению к старой музыкальной гвардии.
Впоследствии Мик несколько раз сотрудничал с Роллинг Стоунз, ездил в концертное турне с Бобом Диланом и даже принял участие в записи композиции "I Could Have Stood You Up" на соло-альбоме Кейта "Talk Is Cheap". В 1990 году Мик вновь "отметился" альбомом, записанным вместе с Карлой Олсон. Альбом под простым названием "Live" является записью в зале "Roxy", Голливуд, в начале 1990 года.
- Информация о материале
— История РОЛЛИНГ СТОУНЗ полна всевозможных сюрпризов: РОЛЛИНГ СТОУНЗ распались, РОЛЛИНГ СТОУНЗ собрались вновь, Мик поссорился с Кейтом, Кейт поссорился с Миком и т.п. Вам почти 50 лет, вся жизнь ваша связана с группой, так есть ли место для "РОЛЛИНГ СТОУНЗ" в вашем будущем?
— Похоже, РОЛЛИНГ СТОУНЗ необратимы, как бич Господень. И, например, прошлый год явно был нашим годом, нравится мне это или нет. (Американские музыкальные критики и читатели журнала РОЛИНГСТОУН были единодушны: альбом "Steel Wheels" признан лучшим альбомом 1989 года, а группа РОЛЛИНГ СТОУНЗ лучшими музыкантами года (Прим. ред.)
— Что я могу сказать Мику? Только следующее: "Эта штука поважнее нас обоих".
— Почему мы опять собрались? Думаете, ради куска хлеба? Правильно думаете, это одна из причин, но "РОЛЛИНГ СТОУНЗ" не выступали уже семь лет. Назови мне хоть одну группу, которую кто-то вспомнит спустя столько времени! Я выхожу на улицу, и не было случая, чтобы кто-нибудь, начиная от местной шпаны и кончая водителями мусоросборочных машин не задал бы вопрос: "Когда же вы, черт возьми, соберетесь снова?!"
Скольким людям нужны "РОЛЛИНГ СТОУНЗ! Это какое- то чудо! Но, думаете, наши отдают себе отчет?! Как бы не так. РОЛЛИНГИ разновидность самых закоренелых эгоистов, никто из группы за исключением Билла Уаймана не отвечает на письма поклонников, интересы публики в расчет не берутся. То есть: мы вам нравимся, прекрасно, нет, идите куда подальше! Это философия РОЛЛИНГСТОУНЗ.
— А что вы можете сказать о ваших взаимоотношениях с Миком Джеггером?
— Наши взаимоотношения это и есть самая большая проблема. Мик единственный, кому дозволено повышать голос, давать волю эмоциям, но потому он и отталкивает от себя, нет никакого желания с ним связываться. В семидесятые годы в период моего "увлечения" стимуляторами я хоть и участвовал в выступлениях, писал песни, но фактически отдалился от настоящей работы, и Мик был вынужден в одиночку править группой, заботиться обо всем, и он выжал себя до предела. Меня угнетал комплекс вины перед ним, я стал психовать. В 1977 году я пришел в себя и сказал: "Отлично, я снова в форме, готов избавить тебя от части забот. Огромное спасибо за все, что ты делал, пока я изображал из себя непонятного гения и занимался черт знает чем!" Мик тогда поддержал меня. Но когда я вернулся к нормальной работе, я был поражен: выяснилось, что ему даже нравится тащить этот воз. Он влезал в каждую мелочь, и РОЛЛИНГ СТОУНЗ все больше напоминали продукт больного воображения.
— У вас состоялся весьма откровенный разговор, и некоторые ваши друзья говорят, что ваш тон был просто оскорбительным.
— Я знаю. Иногда я бываю невоздержанным на язык. Но я считаю, что человек, с которым мы всю жизнь работаем вместе, должен меня понимать.
Мик – это странное смешение нескольких характеров. И он пытается ужиться с каждым из них. Он по-настоящему одержим работой и он очень ревнив. Мик действует по формуле: "Не приближайся к моим!"... Но все это от невероятной ранимости, незащищенности. С таким характером очень трудно выступать с сольными концертами. С таким характером вообще трудно быть во главе дела. Ты должен заставить ситуацию работать на себя, а для этого надо поверить в то, что ты полубог, причем поверить по-настоящему. Но это годится только для сцены: сходя с нее, ты обязан отдавать себе отчет, что на самом деле ты такой, как все.
В этом и заключается главная проблема: постепенно время "отхода" удлиняется. Ты едешь в машине и продолжаешь думать о себе как о божестве, ты предаешься этим мыслям в отеле, в конце концов, ты превращаешься в Господа Бога на все время чертового турне. Но без Мика РОЛЛИНГ СТОУНЗ были бы ничто. Он великолепный шоумен.
— Мик – автор многих текстов классических вещей группы. Говорят, когда он переписал слова вашей песни "Wild Horses", вы воскликнули: "Он переделал все, но это чертовски здорово!"
— В нем живет маленький Шекспир, я в этом абсолютно уверен. Например, мне кажется, что композиция должна быть инструментальной, он же мановением руки превращает ее в оперу. И это потрясающе. Но даже когда я уверен, что в каком-то конкретном случае прав я, спорить с ним невозможно: спор неизбежно переходит на личности. Временами Мик находит блестящие аргументы, но споры обязательно выходят на такой уровень, когда каждый его аргумент, по крайней мере, с моей точки зрения превращается в персональную атаку. После этого очень трудно вообще о чем-то говорить. Особенно если приходится писать песни.
Для меня этот процесс ничем не отличается от физиологической любви: чтобы написать песню, нужны два человека. А этого человека, Мика, я знаю сорок лет.
— Давай поговорим немного о самом начале. Мик как-то сказал, что его самые ранние воспоминания – грохот орудий противовоздушной обороны. Должно быть, вы слушали ту же "музыку"?
— О да! Даже сегодня, когда я иду по коридору отеля и кто-то на полной громкости смотрит один из фильмов "про войну", то при звуке сирен у меня волосы становятся дыбом.
— Вы жили в муниципальном доме?
— Нет, но только в 1953 или 1954 году сумели перебраться в новый дом, старый накрыло в бомбежку. А до того жили у тетки. Дартфорд – это лишь в нескольких милях от Темзы. Мы с приятелями шли на реку и играли в старых пулеметных гнездах. В дотах и бункерах жили всякие бродяги, такая у нас была детская площадка.
— И там, в Дартфорде, в начальной школе вы познакомились с Майклом Филлипом Джеггером?
— Да, вот как давно мы знаем друг друга! Он жил через дорогу, и мы постоянно встречались во время поездок на велосипедах, просто когда гуляли. Потом мы учились в разных школах, но время от времени сталкивались на улице. Как- то летом я увидел Мика у Дартфордской библиотеки, он продавал мороженое с лотка.
— А вы чем подрабатывали?
— Я по выходным подавал игрокам мячи на теннисном корте. А в тринадцать начал петь в церковном хоре. Я носил рясу и все, что положено мальчику-певчему. Руководителя хора звали Джейк Клэар. Когда тебе тринадцать, церковный хор отличный способ увильнуть от школы. А ведь мы пели в Королевском фестивальном зале и в Вестминстерском аббатстве! С тех пор у меня нет проблем с выступлениями на сцене. Я входил в состав сопранового трио, в школе наша троица считалась самыми плохими учениками, но зато с ангельскими голосами! Джейк Клэар работал с нами года два, и только теперь я понял, каким он был хорошим педагогом. Но он был и строг, очень строг. А потом ломка голоса и все... После того как меня выкинули из хора, выплыли мои школьные грехи. Я остался на второй год. А потом меня просто выперли, но, чтобы подсластить пилюлю, определили в художественную школу: "Это твой последний шанс!"
К тому времени я уже отдалился от музыки и вспоминал о ней лишь благодаря моему деду, Аугустусу Теодору Дюпри. Он был саксофонистом и одновременно пекарем, но в первую мировую войну попал под газовую атаку и с тех пор уже не мог играть на саксофоне, он фактически лишился легких, поэтому перешел к скрипочке, гитаре и пианино. Он всегда держал гитару на пианино. Когда дед знал, что я дома, он вынимал гитару из чехла и принимался надраивать ее, короче делал все, чтобы продемонстрировать ее мне. Но никогда не пытался ее мне всучить. У деда было семь дочерей, так что вместе с бабушкой по дому бродили восемь женщин. Вполне достаточно, чтобы свести с ума любого! Спасало только чувство юмора, которого у деда было хоть отбавляй. Он уже давно умер, почти двадцать лет назад, но я до сих пор помню все, что он для меня сделал.
Для начала я просто глазел на его гитару. Ему пришлось ждать несколько лет, прежде чем я задал вопрос: "Можно я попробую?" Он, бывало, просил: "Сыграй для меня вот это", словно я оказывал ему услугу. Когда я начал перебирать струны, он сказал: "Играй "Малагенью" - если ты научишься играть эту пьесу, ты сможешь играть все". И неважно, как плохо я играл, он сидел в своем кресле с закрытыми глазами и кивал головой. Наверное, это было ужасно. Но всякий раз он приговаривал: "Отлично! Отлично!" и делал вид, что ему безумно нравится. Потрясающий метод обучения!
Он брал меня с собой в город, показывал Лондон; я помню, как он приводил меня на Чаринг-кросс роуд, и мы с черного хода попадали в гитарную лавочку Айвора Марантца. Я часами сидел там и смотрел, как пузырится кипящий клей, как мастера промазывают корпуса гитар, чинят скрипки. Я вдыхал запах лака и чувствовал себя в закромах Санта-Клауса.
Я начал учиться играть на гитаре как раз тогда, когда меня перекинули в художественную школу.
Атмосфера была очень непринужденной. Ты заходишь в школьный туалет, а там сидят три парня и разучивают вещи Вуди Гатри и Джека Эллиота. Слушая, как играют эти ребята, я полюбил блюз.
— И тут Вы снова встретились с Миком...
— Да. В таком районе, как Дартфорд, люди встречаются на вокзале и каждый день кто-то собирается в центр Лондона. Но наша встреча с Миком была особенной: у него были с собой два альбома "Rockin’ At The Hops" Чака Берри и сборник лучших вещей Мадди Уотерса. В то время в Англии блюзовые пластинки достать было невозможно. Ему прислал диски один парень из Чикаго.
А вскоре после нашей встречи в музыкальных газетах появилось объявление об открытии первого в Англии клуба ритм-энд-блюза. Но клуб был в Западном Лондоне, а я если куда и выезжал из своего района, так на велосипеде и не дальше Сидкапа или с дедом в ту мастерскую. Родители Мика жили уже в более престижном квартале, в большом особняке с гаражом. Отец Мика, Джо, был весьма преуспевающим джентльменом, он ездил в Штаты на судейство баскетбольных матчей, да и вообще был крупной фигурой в спортивном мире. Соответственно и Мик получил неплохое образование. Я же был выходцем из рабочей среды, и встреча с Миком, его друзьями и подружками стала для меня чем-то вроде прелюдии к вступлению в "светское общество".
Когда открылся клуб, Мик ради такого случая одолжил у отца машину. Это была моя первая "взрослая" поездка в Лондон. Клуб оказался очень уютным, а что за группа играла там! БЛЮЗ ИНКОРПОРЕЙТЕД самого Алексиса Корнера! На бас-гитаре играл Джек Брюс, за ударными Чарли Уоттс, на гитаре Алексис, Сирил Дэвис на губной гармошке. Там был Джон Болдри по прозвищу "Длинный", а Иэн Стюарт и Брайан Джонс исполняли совершенно поразительные вещи! Я с первой же минуты почувствовал себя как дома. Я разговорился с Алексисом, и на следующей неделе он пригласил нас с Миком прийти и поиграть. В действительности-то клуб был очень ободранным, он расположился под станцией подземки, и очень часто пол заливало водой, но место это быстро стало знаменитым, мечта любого дебютанта. К тому же там вечно толклись девочки...
— И вскоре вы ушли из художественной школы?
— Да. Представляю, как я разочаровал отца. А потом мне пришлось уйти и из дома... Я знал, что хочу делать: собрать группу. Я также знал, что если пойду по накатанной дорожке, мне не удастся убедить родителей, да и вообще ничего из меня не получится. Поэтому я стал чем-то вроде миссионера-проповедника новой музыки, музыки Джимми Рида, Чака Берри, Мадди Уотерса и Хаулин Вулфа, музыки Элвиса Пресли, Бадди Холли, Эдди Кокрэна, Джерри Ли Льюиса, Литтл Ричарда, Бо Диддли...
Я поселился вместе с Брайаном Джонсом, другом Мика. Это был период интенсивного обучения рок-н-роллу. Надо иметь в виду, что в то время (1961 -1962 годы] Элвис оказался в армии, Бадди и Эдди уже умерли, Чак "отдыхал" в тюряге, Джерри Ли привыкал к опале, а Литтл Ричард просто "ушел под корягу". Так было в Штатах. Но для нас, в Англии, рок-н-ролл превратил прежде унылый, ободранный мир в захватывающий цветной фильм, и мы упивались им, словно первые посетители кинематографа. И хотя с него уже начала слетать позолота, мы не могли допустить, чтобы рок-н- ролл ускользнул от нас.
Тогда рок-н-ролльные группы в Англии играли на танцплощадках, это значило, что ты попадаешь в руки организаторов танцулек, а это парни с очень крепкими руками. Группы играли на трех или четырех площадках за вечер: сорок пять минут на сцене, потом на машине на другую площадку, потом надо возвращаться на предыдущую, чтобы "откатать" вторую часть, и так далее; при этом музыканты одеты в дурацкие "мальчиковые" костюмчики, на которые организаторы ссудили деньги и за амортизацию которых вычтут, а если вы не играете, они вас просто раздавят.
Лучшим способом выбраться из этого было переключиться на другую аудиторию, в Англии это студенты, они не таскаются на танцульки. Это было классовое разделение, учащиеся университетов на танцы не ходили, их не интересовали красотки в мини-юбках с "пчелиными ульями" на голове и парни, которые приходили туда только чтобы подраться. Но одновременно происходило и еще кое-что: ребята с танцплощадок вдруг начали посещать клубы, где играли ритм-энд-блюз.
Мы сколачивали РОЛЛИНГ СТОУНЗ почти целый год, не было никаких выступлений, только репетиции. И вот мы уже живем все вместе Брайан, Мик и я, в квартирке на Эдит-грув, вместе с одним типом по имени Фелдж. Он заслуживает особого упоминания хотя бы потому, что был неописуемо безобразен (впрочем, мы с Брайаном мало чем от него отличались.) Мик как раз проходил через свой первый "шизовый" период – он щеголял в женском халате на голубой подкладке. Настоящий городской сумасшедший! Он пребывал в таком состоянии примерно целый год, и все это время мы с Брайаном помирали со смеху...
Где-то через полгода наша берлога совсем захирела, мы репетировали на кухне просто потому, что там было не так жарко. Дело дошло до того, что мы начали запирать двери кухни на замок, что-бы хоть туда не проникала вонь и грязь.
В то время я весь ушел в магнитофонную запись. У меня был дешевый магнитофон, а микрофон я подвел в туалет. Аппарат стоял на полу у моей кровати. Знаете, сколько у меня собралось записей спуска воды! Между прочим, в плохой магнитофонной записи это слышится как аплодисменты! Вот чем мы тогда занимались. Без затей ребята.
Тогда-то и вышел первый диск БИТЛЗ. У них была губная гармошка, они исполняли песни Чака Берри, и мы были сражены наповал. Начиналась "битломания". Все вдруг боссы помешались на новых группах, и Алексис Корнер получил контракт на запись диска! Он стал такой знаменитостью, что забросил выступления в клубе, и знаете, кто занял его место? Не кто иные как ... РОЛЛИНГ СТОУНЗ. Наконец-то мы начинаем зарабатывать достаточно для того, чтобы не протянуть ноги. И на нас идут!
— Интерес публики привлек Эндрю Олдэма, он стал продюсером вашей первой пластинки. Говорят, он считал, что гитару надо подключать к обычной электрической розетке?
— Эндрю был очень молод, даже моложе, чем мы. У него не было своей группы, но он оказался невероятно пробивным, с фантастической энергией. Он сумел заинтересовать нужных людей и добился для нас первых контрактов.
— Это Олдэм решил, что в РОЛЛИНГ СТОУНЗ должны быть только пять музыкантов?
— Да, и он собирался выпереть Стюарта. А тут Брайан Джонс начал понимать, что ситуация выходит из-под его контроля – изначально ведь идея создания группы принадлежала Брайану. Так что именно Брайану пришлось объяснить Стюарту, каким наш продюсер видит имидж группы, и что он, Стюарт, никак в этот имидж не вписывается. Будь я на месте Стюарта, я бы просто послал всех к черту. Но он остался и превратился в нашего сейшнмена, это было очень благородно. Хотя бы потому, что к тому времени мы уже становились звездами: послушать нас приходили сами БИТЛЗ!
— А потом РОЛЛИНГ СТОУНЗ отправились в свое первое большое турне по Англии?
— С Литтл Ричардом, Бо Диддли и ЭВЕРЛИ БРАЗЕРС. С теми, на чьей музыке мы росли.
— Вскоре после этого турне вы на себе ощутили, что такое поп-истерия...
— Вышел наш сингл ’’Not Fade Away", и началась "стоунзмания". Каждый вечер творилось что-то невероятное. Нам никогда не удавалось закончить концерт, это было невозможно: после первых двух номеров девицы начинали штурмовать сцену. Чтобы спасти жизнь, надо было убегать. Меня душили дважды. Я носил цепочку на шее, как-то раз она перекрутилась, и одна крошка вцепилась в один конец образовавшейся петли, вторая в другой. Это был кошмар! Лично я предпочел бы ежедневную честную уличную драку.
— А через несколько месяцев после выпуска альбома РОЛЛИНГ СТОУНЗ впервые побывали в Штатах.
— Мы думали: вот это награда! Мы же летели в Америку! Да просто попасть туда! Для парней вроде меня и Чарли Уоттса Америка была волшебной страной. У нас ведь не было ни малейшего шанса попасть туда хоть на экскурсию! Америка не для таких, как мы. Господи, а тут нам еще собираются платить за то, что мы будем играть для американцев! Мы чуть не спятили от счастья!
— И турне оказалось прибыльным?
— Вот уж нет! Япомню, что в Омахе, в зале на пятнадцать тысяч мест, было всего около шестисот зрителей.
— Но, говорят, на обоих побережьях вас все же принимали отлично, не так ли?
— Да, а в глубинке мы не пошли. Даже во втором турне, в начале 1965 года, мы еще играли для пустых залов. После выхода "Satisfaction" народ потек на стадионы, но эти пустые города! А ведь именно там мы учились своему ремеслу, учились, как строить концерт, когда в зале на пять тысяч мест сидит сотня зрителей. Но ты играешь для этих немногих, и зал начинает ходить ходуном, и все уже забыли о пустых местах, об этой громадной пещере-именно так со сцены выглядит пустой зал.
— Считается, что песня "Satisfaction", а также другие хиты тандема Джеггер-Ричардс и создали вашу аудиторию.
— Здесь на сцену вновь выходит Эндрю Олдэм. После первого альбома Эндрю сказал: "Пора писать свои вещи, можно сделать еще один-два альбома на чужом материале, но без нового, своего не обойтись". Я сказал: "Это не моя работа".
И что он сделал? Запер нас на ночь на кухне и сказал: "Без песни не выходите". Мы посидели и написали "As Тears Go By"...
— Кстати, о песне "Satisfactions – это правда, что вы написали ее во сне?
— Верно. Я услышал первый аккорд во сне, со мной такое происходит не часто, а тогда было в первый раз. Гитара лежала у постели, там же стоял мой "Филипс", самый первый кассетный магнитофон. Я проснулся, схватил гитару и ... "я не получаю никакого ... удовлетворения ... я не получаю никакого ... удовлетворения
Наутро я первым делом включил магнитофон и обнаружил, что лента смотана до самого конца. Я перемотал на начало, там было тридцать секунд "Satisfaction" и сорок пять минут моего храпа.
— А пока Джеггер и Ричардс тянули свою цепочку хитов, некоторые члены команды, например, Брайан Джонс, постепенно теряли форму?
— Брайан был странным парнем. Комбинатор высшего класса. Он пошел на то, чтобы создать в группе раскол. Когда у вас полно времени, с этим можно примириться. Но во время гастролей, когда все вкалывают, готовят следующее выступление, а их ежегодно по триста сорок, и так на протяжении четырех-пяти лет, на эти фокусы не хватает терпения. Чем тяжелее становилась работа, тем яснее было видно, насколько трудно иметь дело с Брайаном, как он сам попадает в дурацкие ситуации, когда пытается хитрить. Он был в очень плохом состоянии, отдалился от всех остальных. Он вполне созрел для медицинского вмешательства, больница по нему плакала. Ему была необходима помощь. Атмосфера накалялась. Брайан пытался покончить жизнь самоубийством, и после этого он уже не пришел в себя. Он ударился в наркотики, его засосала психоделическая эра. Это были объятия смерти.
— После кризиса, вызванного смертью Брайана, РОЛЛИНГ СТОУНЗ продолжали катиться по наклонной плоскости и докатились до самого неприглядного факта своей карьеры: Алтамонт. Этим концертом закончилась эра психоделии. "Ангелы ада" убили молодого негра, который почему-то размахивал пистолетом. Они сделали это прямо перед сценой, в тот момент, когда Мик исполнял песню "Under My Thumb" ("Всецело В моих руках"). Откуда вообще взялись "ангелы ада"?
—Мы решили поступить в духе хиппового времени. Мы наняли "ангелов" охранниками, чтобы они следили за порядком ... Но никто не виноват, даже "ангелы".
В определенном смысле парень, которого убили, сам на это напросился.
Возможно, раз он вынул пистолет перед "ангелами"...
Оглядываясь назад, я думаю: могло ведь быть еще хуже. В общем, гордиться тут нечем.
— После этой истории многие увидели в вас чуть ли не воплощение дьявола. Вас трижды арестовывали за обладание наркотиками, как вы считаете, это происходило действительно из-за наркотиков?
— Наркотики были предлогом. Причина в том воздействии, которое, как казалось властям, мы оказывали на публику.
Я никому не рекомендовал бы наркотики, но жизнь музыканта... Не думаю, что кто-то поймет меня. Как бы там ни было, это жизнь "на дне". Музыкант начинает работать тогда, когда все остальные свою работу закончили и желают развлекаться. Если с работой все в порядке, вы играете триста пятьдесят дней в году, вам хочется выступать на каждом концерте. И вскоре вы достигаете такой стадии, когда, сидя в гримерной рядом с какими-то другими музыкантами, устало говорите: "Мне сейчас предстоит проехать пятьсот миль и завтра дать два концерта. Но у меня уже нет сил. Как же вы умудряетесь работать так годами?!" А они отвечают: "На, возьми одну штучку".
Все дело в следующем концерте. Как пилоты бомбардировщика – если назавтра надо было бомбить Дрезден, они принимали четыре или пять таблеток бензедрина и держались. Но тогда это считалось нормальным, "законным". Именно так это и начинается.
— Вы когда-нибудь предполагали, что перешагнете роковую черту?
— Я всегда ощущал запас прочности. У меня в роду все были здоровяками, и я умудрялся выкарабкиваться там, где любой другой оказался бы покойником. Умерли многие, да и я должен был умереть ...
... Вот ведь что интересно: никакая другая форма жизни на Земле, кроме человека, не нуждается в искусстве! Уже одно это делает нас странными существами, словно невидимый палец направлен в нашу сторону: "Им здесь нечего делать". Вот почему мы единственная форма жизни, которой нужна религия, которая может перебить друг друга во имя какой- то абстрактной идеи. И нельзя сказать, что мы этого не понимаем. Мы понимаем. Но мы же такие умные! Мы все знаем, но не можем остановиться. Нам проще убить ближнего, чем сделать так, чтобы всем было удобно.
— Но как можно остановить все это?
— Любопытно, что музыка всегда вдет впереди любой другой формы искусства или любой другой формы самовыражения. Я говорил это миллион раз: после воздуха, пищи, воды и секса музыка, возможно, следующая по значимости потребность человека. Если как следует подумать, во многом причины изменений, сближения в отношениях сверхдержав обусловлены предыдущими двадцатью годами музыки.
— Вернемся к теме нашего интервью. Какие изменения вы хотели бы видеть в РОЛЛИНГ СТОУНЗ?
— Я бы хотел, чтобы парни стали чуть счастливее, хотя бы потому, что каждый из них РОЛЛИНГ СТОУНЗ.
Интервью с Кейтом Ричардсом перевел А. Кастальский, журнал “Ровесник” 1990 год.
- Информация о материале
Хотя до записи своего сольного альбома 1988 года "Talk Is Cheap" Кейт особо не стремился к сольной карьере, именно его фамилия впервые появилась на альбоме вне "Стоунз" в 1966 году. Это был один из проектов Эндрю Олдэма, диск "Today’s Pop Simfony", записанный т.н. "Aranbee Pop Symphony Orchestra Under The Direction of Keith Richard". Правда, неясно, насколько велик был вклад "дирижера" Кейта в запись струнных версий тогдашних поп-хитов, поскольку проектом занимался в основном Олдэм. Во всяком случае, это был первый крупный отдельный проект участника " РОЛЛИНГ СТОУНЗ", и, на данный момент, наиболее ценный из раритетов. Альбом был переиздан небольшим тиражом фирмой "See For Miles" несколько лет назад, но это не вызвало никакого понижения цены на него среди коллекционеров.
В то время, как остальные музыканты "РОЛЛИНГ СТОУНЗ" возвращались по домам к своим семьям либо курсировали между Парижем, Лондоном и Нью-Йорком, принимая участие в "обедах со знаменитостями" и присутствуя на званых вечерах, именно Кейт оставался среди друзей, с которыми общался и музицировал, сохраняя порох сухим для новых работ.
Кое-что из этих опытов появилось на виниле официально "Get Off Of My Cloud" Алексиса Корнера, либо неофициально "Brown Sugar" на вечеринке в день рождения, джем вместе с Эриком Клэптоном.
Относительно мягкий приговор, вынесенный ему судом после ареста за наркотики в Торонто (1977 год), вдохновил Ричарда на выпуск собственного сингла. "Run Rudolph Run'’ poк-н-ролльная композиция в духе Чака Берри была записана вообще-то в декабре 1976 года, но вышла лишь через два года. Сингл был выпущен в конверте с фотографией, довольно характерной для Кейта: он изображен на ней держащим бутылку текилы (мексиканская водка). На второй стороне сингла была записана довольно спокойная версия песни Джимми Клиффа "The Harder They Come".
Еще большей редкостью является промо-сорокапятка "Before They Make Me Run". Кейт написал ее для альбома "Some Girls". На сингле к песне добавлено интервью Ричардса. Обложка вновь изображает его в непотребном виде. В конце 1978 года вышла промо-сорокапятка, на которой была записана только песня (без интервью) в варианте моно-стерео, смикшированная иначе, чем на альбоме.
Исход судебного дела Ричардса стал причиной появления группы "The New Barbarians" специально собранной для благотворительного концерта в Торонто в пользу слепых. Такой концерт был частью приговора, вынесенного Кейту. Однако музыкантам, среди которых были старые друзья Ричардса Вон Вуд, Йэн Маклэген, Стэнли Кларк, Бобби Киз, так понравилось играть вместе, что они продолжили эти опыты, отправившись весной 1979 года в успешное концертное турне по США. В Великобритании НОВЫЕ ВАРВАРЫ выступили лишь с одним концертом, 11 августа 1979 года на фестивале в Небуорте.
Сольные записи 1977 года появились на бутлегах "I Got The Blues" и "Rolling Stone Alone". Несколько бутлегов вышло с кантри-блюзовыми опытами Ричардса, которыми он занимался в августе 1981 года. Однако Кейт предпочел не углубляться в сольные дебри, а собрать музыкантов РОЛЛИНГ СТОУНЗ для записи нового альбома и концертной поездки.
Когда в 1986 году вражда между Джеггером и Ричардсом достигла точки кипения, Кейт первым нашел отдушину своему гневу, занявшись совместными с Чаком Берри и Аретой Фрэнклин проектами. Вместе с Роном Вудом Кейт продюсировал и записывал версию "Jumpin Jack Flash" в исполнении Ареты Фрэнклин. Конец года Кейт провел в качестве одного из режиссеров фильма Чака Берри "Hail! Hail! Rock-n-Roll.
После этого Ричардс собрал несколько классных музыкантов (в том числе принимавших участие в съемках фильма Берри) и начал работу над альбомом "Talk Is Cheap". Фирма "Virgin" получила исходный материал в июле 1987 года, хотя диск вышел лишь через год. Критика довольно неодобрительно встретила эту работу Ричардса, обругав вокальные способности гитариста РОЛЛИНГ СТОУНЗ. Это не повлияло на преданных поклонников группы, которые зачастую покупали альбомы только для того, чтобы услышать обязательную песню в его исполнении.
"Talk Is Cheap" был работой значительно более тонкой, свободной и музыкальной, чем сольные альбомы Мика Джеггера. Своеобразный гитарный стиль Кейта явно выделялся на нескольких композициях, хотя общая направленность альбома была в сторону соул и ритм-энд-блюза. После выхода альбома последовало короткое турне по США вместе с группой X-PENSIVE WINOS. Помимо альбома, вышли: промо-CD-бокс-сет – три 3-дюймовых CD с 11 песнями альбома; бокс-сет из четырех односторонних синглов; два сингла "Take It So Hard" и "Make No Mistake". Особую ценность для коллекционеров представляет промо-набор из 4 компакт-дисков "Keith Richard Up Close".
Кейт не был особенно плодовит в своей сольной карьере это объясняется главным образом тем, что он был убежден – действительной необходимостью является работа в РОЛЛИНГ СТОУНЗ, а сольные карьеры необязательное приложение, только отвлекающее от главного. Когда у группы наступили неопределенные времена, Кейт просто был вынужден работать один, но как только будущее прояснилось, Кейт сразу же вернулся.
- Информация о материале
Однако, пожалуй, пора дать возможность высказаться самому Мику. Это интервью он дал после выхода первой своей сольной работы "She’s The Boss".
— Потребовалось 20 лет, чтобы вышел твой первый сольный альбом. Почему так долго?
— Я должен отвечать серьезно?
— Конечно.
— Много лет в моей работе и жизни все шло как в хорошо смазанной машине. Все было о’кей, никаких стрессов. Естественно, все песни, написанные мной и Кейтом, помещались на дисках СТОУНЗОВ. Я даже не представлял, что может быть иначе. Однако последние два года Джерри постоянно уговаривала меня самому записать пластинку и я сделал это.
— Название этого диска "Она хозяин" симптоматично для твоих отношений с Джерри Холл?
— О, нет! Нет, нет. Шеф я. Только я. Впрочем... нет, неправда. Эту песню нужно понимать как юмористическую. Сейчас для многих мужчин это большая проблема. Маникенщины делают карьеру, зарабатывают больше денег, становятся партнерами мужчин в их интересах. У нас с Джерри то же самое - мы хотим, чтобы каждый из нас был лидером в своей области.
— Как это? Ведь говорят о том, что ты хочешь, чтобы она оставила свою работу манекенщицы и стала только твоей собственностью.
— Да, да... Эта английская пресса! Ненавижу этих мусорных журналистов, питающихся отбросами. Конечно, Джерри после рождения нашей дочки Элизабет пришлось сделать перерыв, но я никогда не уговаривал ее бросить работу. Наконец у нее есть своя собственная голова, и она, кстати, фанатически работоспособна.
— Не думаешь ли о том, чтобы жениться на ней?
—Думаю ли? Конечно! Но это тяжелый вопрос. Все знают, что мой брак с Бьянкой развалился... Может, я женился слишком рано? Не знаю. На всякий случай я хочу немного повременить. Элизабет Скарлетт сильно укрепила нашу связь. Мы оба очень хотели ребенка. И так... не в ШУТКУ.
— В большинстве песен твоего альбома поется о женщинах и о сексе...
— Потому что это меня очень интересует. В песнях заключены мои переживания и наблюдения на данную тему. А если говорить о моем отношении к женщинам.я чувственный и ненасытный. И это можно спокойно написать — еще долго буду таким.
— А как тебе живется с этикеткой "символ секса"?
— Живу и люблю с удовольствием. Что другие люди во мне видят, еще меня не волнует.
— Как создавался твой сольный альбом?
— Он появился в нужный момент. Первый раз я все делал самостоятельно. Песни написал очень быстро. После года, проведенного в студии, вместе с РОЛЛИНГАМИ записывая альбом "Undercover", я почувствовал, что пора что-то изменить. Теперь я понял, что в будущем мне будет интересна такая деятельность на два фронта.
— Большинство твой сольный диск поняло как приготовление к сольной карьере.
— Нет, нет. РОЛЛИНГ СТОУНЗ - это мои корни. Я не представляю своей жизни без них. Наверное было бы очень интересно поработать с такими крупными музыкантами, как Хэрби Хэнкок, Найл Роджерс, Джефф Бек или Пит Тауншенд. Но СТОУНЗЫ лучшая рок-н-рольная группа мира, этого никто не отнимет.
— Но свою сольную пластинку ты не записывал один, тебе помогали человек двадцать "сливки" из "Кто есть кто", люди, играющие рок, джаз, панк, регги...
— А разве я должен искать на улице новые таланты? Гораздо удобнее придти в студию с музыкантами, в которых уверен. Тем более, что я не пользуюсь компьютерами, в отличие от большинства, предпочитаю "живую" запись.
— На твоей пластинке есть композиция "Lonely At The Тop" /"Одинокий на вершине"/, совместная композиция твоя и Ричардса.
— Сначала мы хотели записать ее со СТОУНЗАМИ, но не получилось. Вещь была слишком сложной... Делая песню для себя, я по-новому написал среднюю часть, появился другой текст и получилось отлично.
— Как оставшиеся СТОУНЗЫ оценили твой альбом?
— Кейт прислал мне телеграмму с поздравлениями. Она была мне приятней всего.
— Несколько лет назад на вопрос о будущем ты говорил, что РОЛЛИНГ СТОУНЗ не могут существовать вечно. А какие ваши планы теперь?
— Очень конкретные. Сейчас записываем в Париже очередной альбом, который появится в конце года. Это как возвращение домой: шутки, налаженные методы работы... и ощущение беззаботности. В 1986 году собираемся в большое международное турне.
— СТОУНЗЫ собираются вместе теперь только на запись и гастроли. Можно ли в этой ситуации говорить о "нормальном" ансамбле?
— В других группах происходит то же самое! Ничего удивительного, что у нас после двадцати лет, проведенных вместе, появились личные интересы. Ронни /Рон Вуд/ на клавишных (http://www.3live.ru/catalog/midi/) уже записал пару вещей соло, Чарли /Уоттс/ стучит в различных джазовых ансамблях, а Билл / Уаймен/ строит планы в области кино и книг. Кейт и я "голова" группы, мы беспокоимся о новых пластинках.
— РОЛЛИНГ СТОУНЗ недавно подписали "контракт столетия" с новой для себя фирмой СиБиЭс. Шок заключается в том, что за 25 миллионов долларов вы должны записать только 4 альбома!
— Я всегда знал, что буду богат. У меня дом в Нью-Йорке, три прекрасных дома в Англии, собственность на Карибских островах, поместье во Франции, яхта, лошади и достаточно денег, чтобы покупать моей жене дорогое барахло и кушать то, что люблю. Впрочем, не все припоминают, что в контракте, кроме четырех альбомов СТОУНЗОВ, говорится о двух моих сольных дисках.
— Что послужило поводом для смены фирмы грамзаписи?
— Мы много лет записывали для И-Эм-Ай и теперь хотели бы попробовать поработать с новыми людьми, получить дополнительный импульс извне - это была одна из причин.
— Кино по-прежнему остается в сфере твоих интересов?
— Да, но РОЛЛИНГ СТОУНЗ в первую очередь, и на кино не остается времени. Жалею, что не смог сыграть в фильме Херцога "Фицкарральдо" - сценарий показался мне слишком хаотичным. Но с этим режиссером я с удовольствием когда-нибудь поработал бы. Чаще всего, однако, предложения, которые я получаю, абсолютно меня не интересуют - роль Джеймса Бонда, например, которую предлагали мне и Дэвиду Боуи. Мы оба отказались. Чем тратить два месяца на глупую роль, лучше заняться чем-нибудь другим... некоторые планы относительно кино у меня, впрочем, есть.
— Как продвигается дело с твоими мемуарами?
— Не очень. Написал только самое, начало, детство и юность, лет так до 14-15. После окончания записи этой пластинки, продолжу писать. Но вообще с этим я не спешу. Я хотел бы, чтоб книга вышла к моему пятидесятилетию.
— Последнее время ты все чаще проводишь время во Франции. Здесь вы записываете свой новый диск. Почему?
— Потому что здесь спокойней. В Англии, Америке в любой момент кто-нибудь может прицепиться...
— Значит, ты тоже подобно многим другим, после смерти Джона Леннона почувствовал страх за свою жизнь?
— Мир полон сумасшедших. Если ты достиг успеха и являешься известной личностью, ты уже в опасности и должен понимать это. За себя я не боюсь, только за Джерри и за ребенка, но их всегда хорошо охраняют.
— Значит, правда, что ты обходишься без "горилл"?
— Да. Ежедневно бегаю в течение часа без всяких проблем. Охрану беру с собой только на футбольные матчи и в дискотеку.
— Что на протяжении твоей карьеры вызвало у тебя наибольшие сожаления?
— То, что не смог предупредить смерть Брайана Джонса. Это мучит меня и сейчас.
— А радость?
— Это Джерри и Элизабет. У меня три дочки. На последнее рождество было забавно увидеть их всех вместе: Карие, Джейд и Элизабет. Тогда в Нью-Йорке я решил, что, по возможности, с ними надо видеться чаще.
- Информация о материале
Самым интересным в сольной карьере Мика Джегтера, начавшейся в 1985 году, было то, что она началась поздно. Слухи о том, что он намерен покинуть группу, впервые начали распространяться в середине шестидесятых, хотя преданность РОЛЛЛИНГ СТОУНЗ и нежелание становиться одинокой и малозначительной фигурой после перехода к сольной карьере (такие примеры уже были - Пол Джоунз из группы Манфреда Мэнна) удерживали Мика в коллективе.
Всякое разочарование, испытываемое им в группе, компенсировалось кинокарьерой, в которой ему помогали одни из лучших режиссеров того времени, Ник Роэг и Тони Ричардсон. Ни фильм "Performance”, ни "Ned Kelly" коммерческими успехами не пользовались, и если "Ned Kelly" сейчас считается культовой классикой британского кино, роль Мика (Нэд Келли) стала первой в длинном ряду причин, сильно поубавивших энтузиазм рок-звезд в отношении кино.
Обе роли дали Джеггеру возможность спеть без помощи остальных РОЛЛЛИНГОВ. Эти усилия запечатлены на саундтрэк-альбомах. При выходе в 1970 году версия "Memo From Turner" в исполнении Мика добралась до Топ 30 Британии и значительно интереснее, чем демонстрационная запись, сделанная для альбома " Metamorphosis".
Как и остальные участники группы, Мик несколько раз принимал участие в работе над записями других музыкантов, начиная с хард-рока (Лесли Уэст) до реггея (Питер Тош). На записи Тоша "(You Gotta Walk) Don’t Look Back", выпущенной Rolling Stones Records, можно услышать вокал Джегтера.
После довольно сомнительного успеха альбома "Undercover" (1983), когда РОЛЛИНГ СТОУНЗ, казалось, попали в состояние музыкального смятения, Джеггер решил, что настал момент заняться собственной карьерой. Первое представление о том, какова будет его сольная работа, дал сингл "State Of Shock” (1984) записанный в содружестве с "The Jacksons". Поскольку РОЛЛИНГ СТОУНЗ больше не являлись для Джегтера способом убедить публику в собственной (хотя бы духовной) молодости, летом 1984 года он объявил о планах записи сольного альбома. По его словам, группа стала для него камнем на шее, а потому он пригласил одних из лучших сессионных музыкантов (Джеффа Бека, Робби Шейкспира, Билла Лэсуэлла, Хэрби Хэнкока, Найла Роджерса) во главе с продюсером Тревором Хорном и записал несколько новых песен в студиях на Багамских островах и в Нью-Йорке.
Результатом стал альбом "She’s The Boss", которому предшествовал сингл "Just Another Night". Большинство фанов встретили его с прохладцей, считая что Джеггер сотворил гладенький дископодобный кошмар, к чему он всегда был склонен. Несмотря на плохой прием, альбом пошел хорошо после объявления о назначенном на 13 июля 1985 года концерте "Live Aid". В сопровождении дуэта "Hall & Oates" Джеггер продемонстрировал свое первое сольное выступление. В заключение концерта Джеггер спел вместе с Тиной Тэрнер. "Live Aid" обеспечил ему столь необходимую рекламную поддержку. Это привело к тому, что впервые, после "Honky Tonk Woman" (1969), песня, спетая Миком Джеггером, поднялась на вершину британского списка синглов. Это была "Dancing In The Street", кавер-версия композиции группы "Martha Reeves And The Vandellas", записанная Джеггером в дуэте с Дэвидом Боуи. Она была записана специально для акции помощи голодающим Африки, выпущена к концерту 13 июля и все доходы от ее продажи пошли в фонд помощи Эфиопии.
Кроме того, Мик записал песню - основную тему для фильма "Безжалостные люди (Ruthless People)", снятого на фирме "Walt Disney". Песня вышла только в Америке, где на небольшое время даже попала в Топ 50.
Желая, видимо, раздосадовать Ричардса, Джеггер предпочел продолжить свою сольную карьеру вместо того, чтобы организовать концертное турне после альбома РОЛЛИНГ СТОУНЗ 1986 года "Dirty Work". В сентябре 1987 года появились плоды трудов Мика (в том числе три песни, продюсированные Дэйвом Стюартом из "Eurythmics") под названием "Primitive Cool". В работе над записью приняли участие на гитаре Джефф Бек, на барабанах электронных - Омар Хаким, на саксофоне Дэвид Санборн и другие музыканты. Турне было отложено до марта 1988 года в связи с занятостью Джеффа Бека. Это первое и единственное сольное турне Джегтера прошло не по полной программе. В Японии состоялось лишь шесть концертов, а в ходе кратковременного пребывания в Австралии Мику пришлось исполнять в основном песни РОЛЛИНГ СТОУНЗ.
С тех пор, как группа собралась снова для работы над альбомом "Steel Wheels" и затем отправилась во всемирное концертное турне, никаких разговоров о будущих сольных проектах кого-либо из музыкантов РОЛЛИНГ СТОУНЗ не было. Хотя соло-карьера Джеггера среди остальных стала наиболее заметным предметом обсуждения прессы, совершенно успешной эту попытку размять мышцы считать нельзя: все это было продиктовано желанием понравиться более молодой аудитории.
- Информация о материале
Многие думали, что РОЛЛИНГ СТОУНЗ не доживут до сольных дисков Мика Джегтера, не говоря уже о альбомах Кейта Ричардса. В середине и конце восьмидесятых годов оба они сосредоточились на сольных карьерах, индивидуальных концертах, что сопровождалось и большим количеством взаимных уколов в средствах массовой информации. Несмотря на немалую взаимную враждебность, в начале 1989 года произошло примирение и "дартфорские предатели" вновь собрались для работы над своим девятнадцатым студийным альбомом "Steel Wheels", увидевшим свет в конце года.
Ни одна из их сольных работ не пользовалась таким шумным успехом, как продукт возрождения РОЛЛИНГ СТОУНЗ, и в этом отношении все предыдущие индивидуальные записи разделили их судьбу, поскольку они также не смогли сравниться с успешными альбомами группы. Были случайные успехи: например, в 1981 году сингл Билла Уаймена "(Si Si) Je Suis Un Rock Star" попал в Top Ten, а альбом Кейта Ричардса хорошо приняли и критики, и музыканты, но кроме того, что это сольные работы участников РОЛЛИНГ СТОУНЗ, особого интереса к себе они не вызвали.
Хотя участники группы давно занимались индивидуальными проектами (Джеггер, Ричардс и Уаймен продюсировали исполнителей для фирм DECCA и IMMEDIATE) никто не предпринимал; серьезных попыток сделать сольную карьеру до появления в 1974 году LP "Monkey Grip" Билла Уаймена.
Проследим за тем, как отдельные участники РОЛЛЛИНГ СТОУНЗ пытались реализовать свои индивидуальные замыслы.
- Информация о материале
За двадцать пять лет своего существования РОЛЛИНГ СТОУНЗ стали не только явлением, легендой, образцом. Они стали прежде всего элементом массового сознания поколения, даже нескольких поколений. И эта армия почитателей требует РОЛЛИНГ СТОУНЗ! Все они хотят, чтобы РОЛЛИНГ СТОУНЗ существовали, просто были, причем желательно, чтобы были такими же самыми. Вообще это невероятно тяжело. Это настоящее бремя легенды. Великой легенды. Бременем маленькой легенды является форма. Известные артисты, политики, ученые должны сохранять форму: неважно что, важно как. Бременем великой легенды является суть, содержание. Великие артисты, политики, ученые должны помнить о своем назначении; неважно как, важно что. Бременем легенды, которая называется РОЛЛИНГ СТОУНЗ, является то, что нужно просто существовать, нужно говорить. Только потом важно что и как сказано. Конечно, это не означает, что сущность и форма существования СТОУНЗ не столь значимы. Наоборот. И в этом состоит парадокс. Ведь СТОУНЗ не умерли как музыкальный коллектив, не исчерпали себя художественно. БИТЛЗ распались на пике своей музыкальной карьеры. Но ведь уже за несколько лет до этого они перестали быть группой. Леннон и Маккартни перестали вдохновлять друг друга и ушли в собственные миры. Джеггер и Ричардс не были Ленноном и Маккартни никогда, об этом только пресса болтала. Сила Мика и Кейта основывалась на единстве, интеграции, взаимопроникновении и взаимодействии. Джеггер мог быть солистом, но, как он убедился на нелегком опыте солистом группы. Вот почему в 1989 году музыканты, отбросив все амбиции и недоразумения, собрались в студии на Барбадосе, где написали песни к новому альбому. Предшествовала этой встрече одна приятная церемония. В начале 1989 года группа РОЛЛИНГ СТОУНЗ была внесена в Галерею Славы Рок-н-ролла. Мик при этом сказал, что Брайан Джоунз и Йэн Стюарт также заслуживают права быть внесенными в Галерею Славы.
Работа над альбомом продолжалась шесть месяцев. С начало Барбадос, затем Монсерра, а окончательно записи были сведены в лондонской "Olympic Studios".
Альбом "Steel Wheels", вышедший осенью 1989 года, стал бестселлером. Около 50 минут музыки, двенадцать композиций доказали, что, несмотря на пятьдесят два (возраст Билла Уаймена) , можно играть рок-н-ролл и не выглядеть при этом смешным. Кстати, композиция "Continental Drift" записана с участием музыкантов из марокканской деревни Joujouka (Брайан Джоунз жив?). Последовавшее за альбомом мировое турне попало в книгу рекордов Гиннеса как самое длительное в истории рок-музыки. Доходы составили 65 миллионов долларов только за концерты в США и Канаде. Все концерты были аншлаговыми. В Нью-Йорке 300 тысяч билетов на два выступления на стадионе были проданы за 6 часов. И так было везде.
Весной 1991 года группа выпустила двойной концертный альбом "Flashpoint". В него вошли также две новые студийные композиции. СТОУНЗ звучат по-прежнему свежо и дерзко. "Люди хотят, чтобы мы были такими, как в 1969 году. Они хотят этого, потому что иначе их молодость уйдет вместе с нашей" - говорит Мик. Именно для этих людей играют РОЛЛИНГ СТОУНЗ. Как долго это будет продолжаться? Время, назад!
- Информация о материале
В марте 1986 года вышел новый альбом "Dirty Work". Поскольку отношения между отдельными музыкантами были натянутыми, все инструментальные партии были записаны индивидуально, в разных частях света. Половину композиций написали Джеггер
/Ричардс/ Вуд, что свидетельствует о смене авторства в направлении Кейт/Рон. Альбом посвящен памяти Стюарта.
Поскольку в группе царил разброд, музыканты продолжали заниматься сольными проектами. Чарли, всегда питавший глубокую любовь к современному джазу, сколотил оркестр "The Charlie Watts Orchestra" из трех десятков джазменов и отправился с концертами в США. Мик снимался в кино.
Билл на передвижной студии "The Rolling Stones Mobile" отправился по Англии искать таланты. Не нашел, но особенно от этого не переживал. А вот Кейт, сидевший без дела, начал по-настоящему нервничать. Мик имел "собственные планы", Чарли - джаз, Билл и Рон - мягкий характер, а у него, кроме СТОУНЗ, не было ничего. Тем временем стало известно, что Мик готовит второй сольный альбом при содействии Дэйва Стюарта из "Юритмикс". После этого началась война слов. В многочисленных интервью Кейт и Мик поносили друг друга, заявляя о бесперспективности дальнейшей совместной работы, отсутствии интереса к сотрудничеству в рамках группы и т.д. и т.п.
В 1987 году умер еще один человек, долгие годы связанный с РОЛЛИНГ СТОУНЗ - Энди Уорэл.
Время шло. Мик выпустил вторую сольную программу - диск "Primitive Cool". О распаде РОЛЛИНГ СТОУНЗ ходили уже не слухи и сплетни, а серьезные разговоры.
Мик отправился в турне, которое, однако, лавров ему не принесло. Невероятно, но факт: публика не шла на концерты вокалиста РОЛЛИНГ СТОУНЗ! Большинство концертов пришлось отменить. Кейт в это время, потеряв терпение, записал собственный сольный альбом "Talk Is Cheap". Пластинка получила хорошую прессу, Кейт выступил с несколькими доброжелательно встреченными концертами, но это не принесло ему удовлетворения. Что же дальше?
- Информация о материале
1 января 1984 года в возрасте 56 лет Алексис умер. И с его смертью начался смутный период в жизни РОЛЛИНГ СТОУНЗ, хотя успехи вроде бы продолжались. Прошла серия успешных благотворительных концертов в пользу Ронни Лэйна, известного ("Wings") музыканта, страдавшего sclerosis multiplex. Состав музыкантов, игравших на одной сцене на этих концертах, впечатляет - Эрик Клэптон, Джефф Бек, Джимми Пейдж(!), Рон Вуд, Джо Кокер, Стив Уинвуд, Ян Хаммер, Билл Уаймен, Чарли Уоттс, Кенни Джоунз. Кульминация - исполнение клэптоновской композиции "Layla" в четыре гитары (Клэптон, Бек, Пейдж, Вуд)!
Выходит новая сборка "Rewind", в сопровождении одноименной видеокассеты. Мик записывает песню "State Of Shock" с Майклом Джексоном. Вдохновленный удачной сольной работой, Мик решил записать сольный альбом. Он вышел в начале
1985 года и назывался "She’s The Boss". Мику помогали при записи Джефф Бек, Пит Тауншенд, Херби Хэнкок, Робби Шейкспир, Эйнсли Данбэр.
13 июля на лондонском стадионе Уэмбли и стадионе Джона Ф.Кеннеди в Филадельфии состоялся организованный Бобом Гелдофом грандиозный концерт в пользу голодающих Эфиопии "Live Aid". Мик выступал в США. В дуэте с Тиной Тэрнер он исполнил несколько композиций, в т.ч. "It’s Only Rock-n-Roll". Кейт и Рон позднее на плохо настроенных гитарах аккомпанировали Бобу Дилану, чье выступление не выдерживает никакой критики. Кейт и Мик к этому времени были уже в почти враждебных отношениях.
Осенью Мик записал вместе с Дэвидом Боуи хит шестидесятых "Dancing In The Streets". Кейт говорил, что именно в этой композиции негритянской женской группы "Martha & The Vandeilas" он нашел основу для "Satisfaction”.
12 декабря в Лондоне от инфаркта скончался Йэн Стюарт верный преданный Стью. Ему было 47 лет. На похороны собрались все СТОУНЗ, было очень много музыкантов. Потом СТОУНЗ организовали концерт памяти Йэна.
- Информация о материале
На новый 1982 год было запланировано турне по Европе. В июне СТОУНЗ после шестилетнего перерыва впервые выступили в Англии. Два концерта на стадионе "Уэмбли" собрали 140 тысяч зрителей. Июль прошел в разъездах по континенту. Теперь рекламодателем (помня предыдущий удачный опыт с "Jovan") стала японская фирма ТДК. Зрители и журналисты проявляли огромный интерес к выступлениям СТОУНЗ. Обложки журналов "Stern", "Spiegel", "Panorama" были украшены фотографиями Мика. Его можно было увидеть едва ли не по всем телевизионным каналам. Одновременно с началом турне вышел концертный альбом "Still Life"- 10 песен, записанных в ходе прошлогоднего турне по США.
После окончания турне группа вновь собралась в студии. Шел лишь третий год нового десятилетия, а СТОУНЗ выпустили уже три альбома: ”Emotional Rescue", "TattccYou" и "Still Life". Неплохо. Но Кейт, полный любви и энтузиазма, горел на работе. К тому же, на пороге 1983 года он помирился с отцом после многих лет отчужденности. Патти родила ему, с перерывом в год, двух дочерей.
Новый альбом "Undercover" вышел осенью 1983 года. Появился на экранах и фильм Хэла Эшби об американском турне 1981 года "Let’s Spend The Night Together".
К этому времени истек контракт с фирмой "Atlantic". Она уже была не в состоянии обеспечить группе требуемые финансовые условия. Новый контракт, подписанный с концерном CBS, обеспечивал около 25 миллионов долларов за выпуск четырех дисков.
Музыканты занялись собственными делами. Билл Уаймен выпустил фильм "Digital Dreams", снятый по мотивам автобиографических записок бас-гитариста СТОУНЗ. Показанный вне конкурса на Каннском кинофестивале, он был встречен весьма положительно - "интересный и зрелый фильм". Рон Вуд занялся живописью, провел несколько выставок и прочел несколько лекций о музыке в различных учебных заведениях, проявив при этом прекрасные преподавательские способности. Кейт принял участие в телевизионном шоу "Dick Clark TV Special". Пригласил его Джерри Ли Льюис, живая легенда рок-н-ролла. Мик принял участие в экранизации для телевидения сказки Х. К. Андерсена "Соловей", где сыграл китайского императора. Билл, Чарли и Йэн Стюарт приняли участие в джем-концерте, посвященном 25-летию знаменитого "Marquee", где когда-то дебютировали СТОУНЗ. Вместе с ними играл Алексис Корнер. Это было его последнее выступление.
- Информация о материале
Начал десятилетие Рон Вуд. Он угодил под суд опять же за наркотики, но сумел оправдаться. Затем случилась настоящая сенсация - в тюрьме оказался Аллен Кляйн! За укрывательство доходов в США он просидел два месяца за решеткой. Интересно, снилось ли ему в тюрьме, как его бывшие клиенты потирают руки?
Как раз в это время вышел новый альбом СТОУНЗ. Он носил название "Emotional Rescue". Больших хитов на альбоме не было, но общий его уровень был весьма высок. Во время работы над записью альбома Кейт не спал семь ночей подряд.
Но, конечно, главным событием года стала смерть Джона Леннона. Если Алтамонт перечеркнул когда-то наивный оптимизм поколения Вудстока, то выстрел, совершенный декабрьским вечером в Нью-Йорке стал ударом по памяти о прошлом. Это было тем более символично, что жертвой маньяка пал символ. Смерть Джона потрясла Мика. Вся эта история стишком напомнила ему сценарий фильма, который несколько лет назад предложил снять Дэвид Бэйли. Фильм должен был называться... "Убийство Мика Джеггера (The Assasination Of Mick Jagger)". До съемок дело не дошло, но жизнь сама поставила эту драму. Правда, с другим главным героем, но из той же эпохи. Из-за этого события Мик отказался от нескольких интересных проектов, в том числе от съемок в фильме Херцога "Фицкарральдо". Однако жизнь не могла остановиться - группа РОЛЛИНГ СТОУНЗ собиралась в новое турне.
Американское турне 1981 года стало грандиозным событием даже по меркам СТОУНЗ. Официальное открытие тура состоялось 25 сентября 1981 года на стадионе Джона Ф.Кеннеди в Филадельфии в присутствии девяноста тысяч зрителей. Турне снимала группа документалистов во главе с режиссером Хэлом Эшби. Официальным спонсором тура была гигантская косметическая фирма "Jovan", которая заплатила четыре миллиона долларов за то, чтобы на каждом проданном билете стояло название туалетной воды фирмы. Организатором и главным координатором турне был знаменитый Билл Грэм (он погиб в конце октября 1991 года в вертолетной катастрофе).
Параллельно с концертами был выпущен новый альбом, который с середины сентября до середины ноября возглавлял американские списки популярности. На обложке альбома, который носил название "Tattoo You", были изображены Блестящие Близнецы с фантастическими татуированными лицами. Хитом стала композиция "Start Me Up". Еще одной интересной композицией стала песня "Hangfire", полная едкой и горькой иронии по поводу современного положения в ленивой и сонной Англии.
Турне побило несколько рекордов. Дав на протяжении неполных трех месяцев 51 концерт, музыканты заработали 50 миллионов долларов (такой была чистая прибыль группы). На концерте в Новом Орлеане был побит мировой рекорд посещаемости рок-концертов для закрытых помещений - в зале находилось 87 тысяч зрителей!
В ноябре в Чикаго музыканты из СТОУНЗ встретились с ветеранами блюза. Клуб "Checkerboard Lounge" стал местом одного из интереснейших джемов в истории рока: Мик, Кейт и Рон играли с Джиниор Уэллсом, Бадди Гаем и самим Мадди Уотерсом. Все это было снято на пленку, но к сожалению, до сих пор целиком не выходило.
1981 год стал удачным годом для Кейта. После развода с Анитой он влюбился в актрису Патти Хансен, которая ответила ему взаимностью. Выпустили в 1981 году сольные пластинки пианист группы Йэн Стюарт и Билли Уаймен. Уаймен также записал звуковую дорожку к фильму "Green Ice" и выпустил книгу "Chagall Mediterranee". Книга с текстом французского поэта Андре Берде и фотографиями Билла была посвящена Марку Шагалу. На протяжении многих лет Марк Шагал был соседом Билли Уаймена и, несмотря на большую разницу в возрасте, между ними завязалась дружба.