Архив
- Информация о материале
На вопрос, как случилось, что на склоне лет я всерьез занялся балалайками, ответить трудно. Наверно, еще в детстве, прошедшем в глухой деревне, запали в душу мелодичные звуки этого инструмента, без которого в 20—30-е годы не обходилась ни одна деревенская гулянка. Став взрослым и получив возможность слушать игру выдающихся исполнителей-балалаечников, я не переставал удивляться, открывая все новые и новые возможности этого инструмента.
Моя профессия — инженер-конструктор — далека от музыки, но в семье музыку все любят, кто-то на чем-то немного играет, и в доме всегда были музыкальные инструменты. В молодые годы мне пришлось осваивать специальность механика на судостроительном заводе, кроме этого, я много лет серьезно занимался авиамоделизмом и хорошо овладел приемами работы с материалами, в том числе с древесиной.
Эти обстоятельства позволяют мне до сих пор не прибегать к услугам мастерских, когда нужно починить или реставрировать какую-либо вещь или механизм из домашнего обихода, особенно если это что-то старинное или уникальное. Приходилось реставрировать и музыкальные инструменты, чаще всего многострадальные гитары, с которыми почему-то сейчас принято обращаться как с обычным туристским снаряжением вроде котелка, спальных мешков и т. п. Попадались среди них довольно ценные и хорошо звучащие. С одной гитары, изготовленной в 1872 году знаменитым мастером Иваном Краснощековым, я сделал удачную копию, пополнившую нашу семейную коллекцию.
Наверное, на этом и закончились бы попытки изготавливать музыкальные инструменты, если бы мне в руки не попала настоящая концертная балалайка работы, как говорили, известного мастера, много лет пролежавшая без дела и нуждавшаяся в реставрации.
Здесь я позволю себе небольшое отступление для того, чтобы вкратце познакомить читателя с историей и устройством концертной балалайки.
Будучи чуть ли не самым распространенным старинным русским народным инструментом, балалайка вышла на концертную эстраду только около ста лет назад и обязана этим прежде всего замечательному русскому музыканту и общественному деятелю Василию Васильевичу Андрееву. Он распознал скрытые возможности инструмента. а затем усовершенствовал его и выучился превосходно играть на балалайке. Андреев создал первый оркестр русских народных инструментов, с которым совершил буквально триумфальную поездку по крупнейшим городам мира.
Рассматривая балалайку как доступное средство распространения музыкальной культуры в массы, Андреев организовал курсы по обучению игре учителей сельских школ и военнослужащих. По всей России возникли самодеятельные оркестры народ
ных инструментов, а лучшие музыкальные фабрики выпустили в продажу много балалаек весьма высокого качества.
Выходец из дворянской семьи, «солист императорских театров», Андреев безоговорочно принимает Октябрьскую революцию и в советское время не прекращает своей кипучей деятельности, выступая с концертами и организуя народные оркестры в подразделениях Красной Армии. Андреев ушел из жизни в 1918 году в расцвете сил и таланта, внеся огромный вклад в развитие русской музыкальной культуры.
Рядом с именем В. В. Андреева как создателя усовершенствованных народных инструментов стоит имя его соратника, талантливого музыкального мастера-самоучки Семена Ивановича Налимова. Это его руками для андреевского оркестра были созданы замечательные инструменты — балалайки, домры, гусли и другие, которые до сих пор выделяются не только отличным звучанием, но и изяществом и красотой работы. Созданный им под руководством В. В. Андреева в конце 90-х годов прошлого века образец концертной балалайки «прима» без существенных изменений дошел до наших дней и был положен в основу инструментов, изготовлявшихся другими мастерами, в том числе работающими в настоящее время.
Не умаляя достоинств современных мастеров, следует сказать, что старые инструменты пользуются большим доверием у исполнителей главным образом потому, что в силу улучшения акустических свойств древесины от старения они обладают более красивым тембром, а их части менее подвержены короблению, чем у новых инструментов. Да и сравнение качества изготовления зачастую оказывается, увы, не в пользу современных мастеров.
Из общей массы концертных балалаек, находящихся в обращении, кроме налимовских, наиболее ценными считаются инструменты еще трех мастеров: Зюзина и Гали-ниса, работавших в Ленинграде, и Сотского, работавшего в Москве.
Вот такой инструмент, сделанный, как утверждал владелец, мастером Зюзиным, я и держал в руках, соображая, как поскорее заставить его звучать.
После небольшого ремонта балалаечка подала голос. Он оказался не очень громким, но на редкость чистым и глубоким. Сравнили с инструментом фабрики имени Луначарского, выпущенным в 1953 году,— ничего похожего по звуку!
Внимательное сопоставление этих инструментов выявило ряд отличий в их устройстве.
Во время ремонта концертной балалайки мне пришлось частично вскрыть корпус, удалив две клепки, так что удалось не только хорошо рассмотреть внутреннее устройство, но и сделать подробные эскизы инструмента.
После вскрытия балалайки фабрики имени Луначарского, замены пружин и неко-горой доработки грифа звучание ее значительно улучшилось, хотя до «зюзинской» было еще далеко.
Решил сделать копию с «зюзинской» , которая получилась довольно удачной, хотя и не вызвала особого восторга у профессиональных музыкантов. Тем не менее их привлекла моя заинтересованность в судьбе балалайки, и я получил возможность ознакомиться с принадлежавшими им музыкальными инструментами прославленных мастеров, а некоторые даже отреставрировать.
Каждую балалайку я тщательно обмеривал и зарисовывал, фиксировал ее особенности и оценивал звук до и после реставрации. Особое внимание при реставрации уделял удобствам для исполнителя и в первую очередь таким, как размеры и форма грифа, высота струн над грифом и панцирем, форма панциря, высота ладов и некоторым другим.
Результаты работы оценивали такие известные исполнители, как лауреат Государственной премии СССР, профессор П. И. Нечепоренко и его ученики — лауреаты Всесоюзного и Всероссийского конкурсов В. Зажигин, В. Болдырев, заслуженный артист РСФСР А. Данилов, другие музыканты. Их поистине неоценимые советы помогли разобраться в вопросах, определяющих качество концертного инструмента.
Выяснилось, что даже владельцы первоклассных инструментов не вполне ими удовлетворены либо по качеству звучания, либо по удобству для игры. Поначалу это обстоятельство удивляло, но постепенно прояснилась его закономерность. За сто лет балалайка, созданная Андреевым и Нали-мовьгм, практически не изменилась, в то время как репертуар исполнителей обогагился и неизмеримо усложнился, появились новые приемы игры, что и заставило музыкантов предъявлять более высокие требования к инструменту.
Вот таким образом я оказался незаметно втянутым в творческий процесс поиска оптимальных параметров концертной балалайки и, вдохновляемый энергичной поддержкой музыкантов, решился на попытку изготовить самому такой инструмент. Моя профессия определяла единственный возможный подход к решению задачи — инженерный. Прежде чем создать новую вещь, нужно как можно полнее изучить все, что сделано в этой области, отсеять все неудачные решения, затем четко сформулировать согласованное с «заказчиком» техническое задание или технические требования и только потом приступать к разработке чертежей и изготовлению опытных образцов.
В моей папке накопилось уже много материалов по инструментам старых мастеров. Используя открывшиеся возможности, беседую с их владельцами, обследую новые инструменты. В налимовских балалайках обращает на себя внимание изящество формы и пропорциональность отдельных частей, разнообразие отделки и та особая тщательность выполнения деталей, которая характерна для работы больших мастеров. Есть сведения о том, что в отработке внешнего вида инструментов Андрееву и Нали-мову помогал известный русский художник-иллюстратор И. Я. Билибин. Всего На-лимовым изготовлено около 200 инструментов, учтено сохранившихся 46. Каждый имеет внутри наклейку с надписью: «Работа С. И. Налимова под руководством В. В. Андреева, село Марьино-Андреевское», дата и номер инструмента. Первые образцы датированы 1895 годом, последние —1915 годом.
Следует отметить, что деки с толщиной более 2,5 мм на инструментах (кроме налимовских) мне не встречались, и копия деки с толщиной 3 мм, изготовленная из выдержанной ели, стала давать нормальное звучание инструмента только после сошлифовки до толщины 2,3 мм. Это обстоятельство свидетельствует о том, что Налимов доводил толщину деки либо по своему усмотрению, либо пользуясь рекомендациями Андреева после проел ушивания практически готового инструмента.
Все без исключения балалайки работы Налимова поражают тщательностью подгонки деталей, разнообразием отделки и применяемых материалов. Клепки, как правило, из клена толщиной 3—4 мм, их количество 6. Внутренние поверхности стыков клепок проклеены узкими полосками березового шпона. Диаметр голосника 17—18 мм. Ручка из твердых пород, часто переклеенная. Материал ее — черное дерево, красное дерево, иногда самшит.
Мне удалось обследовать и прослушать около десятка налимовских инструментов. Все отличаются хорошим звучанием, хотя попадаются и глуховатые. Отделаны они исключительно спиртовыми лаками и политурой, часто с предварительной окраской древесины специальными протравами. На головке инкрустирован отличительный налимовский значок: щит. наискось перевитый трехцветной лентой.
К сожалению, большинство инструментов довольно сильно попорчены ненужными переделками и недобросовестной работой при реставрации.
Балалайки работы Зюзина отличаются от налимовских формой корпуса, который выполнен семиклепочным и более массивным. По звучанию несколько уступают налимов-ским. В остальном инструменты Зюзина разнятся с налимовскими лишь отделкой. Внутри — большая типографская наклейка с указанием фамилии мастера и адреса мастерской.
Балалайки Галиниса имеют также семиклепочный кузов, но более округлый и глубокий, чем у Зюзина. Клепки тонкие, материал — клен. Изготовлялись серийно, многие по форме и по размерам совпадают до мелочей. По качеству звучания сильно отличаются друг от друга, некоторые инструменты звучат очень хорошо.
Балалайки Сотского по форме близки к налимовским. Клепки (их 6) на большинстве инструментов из свилеватой березы, реже — из клена. Качество звучания у различных инструментов разное, но некоторые, особенно после реставрации, звучат ничуть не хуже налимовских, чем и объясняется тот факт, что ряд ведущих исполнителей играют на инструментах Сотского.
В 20-х — 30-х годах при Харьковском музыкальном училище работал мастер Снегирев. Его инструменты имеют семиклепочный корпус, сильно увеличенный по ширине и высоте, но не глубокий. Наиболее подробно удалось изучить в процессе реставрации инструмент Снегирева, изготовленный в 1926 году по заказу известного балалаечника В. В. Нагорного. После восстановления балалайка оказалась весьма удобной для игры при хорошем и сильном звучании. Кроме этого были обследованы еще три инструмента Снегирева, которые в точности повторяют форму и размеры описанного, но по качеству звучания уступают ему.
Всего было обмерено и обследовано 25 инструментов: работы Налимова — 9, Зюзина — 3 Галиниса — 3, Сотского — 6, Снегирева — 4.
Еще и еще анализировал я результаты исследования, пытаясь обнаружить какие-то особые «секреты» в пользующихся мировой славой налимовских инструментах, и не находил их. Более того, оказалось, что лишь немногие из ведущих исполнителей играют на его балалайках. Остальные, хотя и имеют инструменты Налимова. либо держат их в чехлах, либо дают играть ученикам. Тем не менее балалайки, сработанные Налимо-вым. обладают рядом особенностей, сочетание которых обеспечивает высокие качества, выгодно отличающие их от работ других мастеров. Подтверждением служит тот факт, что такие известные исполнители, как народные артисты РСФСР П. И. Нечепорен-ко и А. В. Тихонов, играют на налимовских инструментах.
Вот эти особенности:
— параметры инструмента—мензура, размеры грифа, форма и расположение пружин. размер голосника—выбраны оптимальными;
— высокое качество материала, из которого изготовлены инструменты;
— тщательность исполнения и подгонки всех без исключения деталей. Внутренняя поверхность деки и корпуса не имеет дефектов и хорошо зачищена, клеевые швы безупречны. Это свидетельствует о том, что все ответственные операции мастер выполнял сам, не доверяя их ученикам или подмастерьям. что и обеспечило инструментам чистоту звука и хорошую сохранность;
— доводка инструмента по звучанию после приклейки деки;
— красивый внешний вид.
Перечисленные факторы безусловно нельзя признать откровением. Однако для получения инструмента хорошего качества обязательно их сочетание, да еще помноженное на добросовестность мастера. А это не часто сходится в инструменте, чем и объясняется. что сейчас редко встречаются балалайки, которые могут конкурировать с налимовскими.
Теперь можно сформулировать более четко пожелания исполнителей. Они весьма лаконичны: «инструмент должен иметь сильный и ровный звук красивого тембра, быть удобным для игры и красиво выглядеть». Для того, чтобы создать образец, удовлетворяющий этим требованиям, нужно иметь возможно более полное представление о влиянии параметров инструмента, а также материалов на качество звучания и удобство игры.
В моем распоряжении не было лабораторного оборудования, которое позволило бы получить объективные характеристики звучания инструментов с записью их звукового спектра, поэтому пришлось опираться на оценки исполнителей и общие физические представления.
Сила звука, издаваемого колеблющейся мембраной, прямо пропорциональна площади мембраны и амплитуде ее колебаний. Следовательно, размеры деки должны быть по возможности большими. При этом увеличиваются размеры корпуса, инструмент становится удобнее держать в руках. Большой уплощенный корпус балалаек Снегирева можно считать наиболее удобным и его параметры с незначительными изменениями признать оптимальными.
Большую амплитуду колебаний при той же силе удара дает более податливая дека, то есть более тонкая, однако без ущерба для прочности. Нужно иметь достаточно мощные пружины, чтобы обеспечить прочность деки и сохранность ее формы, не препятствующие, однако, колебаниям деки. Наиболее полно этим требованиям удовлетворяют пружины на инструментах Налимова. Их форма и размеры были приняты за основу для будущего инструмента.
Что касается тембра, то эта характеристика звучания меньше всего поддается точному определению и обычно описывается множеством субъективных терминов: «мягкий», «жесткий», «бархатный», «бочковатый», «сочный» и т. п. Ни один мастер не в состоянии сделать двух инструментов, совершенно одинаковых по тембру. Это, наверное, и не нужно, так как лишило бы каждый инструмент его индивидуальности.
Практика показала, что если размеры деки и пружин выбраны правильно, материал хорошо выдержан и все детали добросовестно проклеены, то тембр инструмента получается хорошим, а звук достаточно сильным.
Удобство для игры — едва ли не решающее условие, на которое мастера, к сожалению, обращают недостаточно внимания. Мне приходилось видеть балалайки великолепные по звучанию, с которыми расставались исполнители, так как на них было неудобно играть.
На удобство игры решающее влияние оказывают форма и размеры корпуса, форма и размеры грифа, высота струн, расположение панциря. О корпусе было сказано выше, а остальные параметры удалось подобрать такими, чтобы они оказались подходящими практически для всех исполнителей.
Все изложенные соображения легли в основу конструкции концертной балалайки «Москвичка». Я выполнил для нее чертежи и шаблоны. В соответствии с чертежами сделал шесть инструментов, отличающихся друг от друга незначительными деталями и отделкой. На изготовление каждого инструмента уходило до 5 месяцев — этим делом я занимался лишь свободными вечерами и в выходные дни. Материалы использовал традиционные: на корпус шли волнистый клен и красное дерево, на гриф и головку — черное дерево, палисандр и тяжелые сорта красного дерева. Деки изготавливал из хорошо выдержанной ели — остатков разрушенных музыкальных инструментов и даже обрезков от строительных лесов. Подставки, верхний и нижний порожки — из особо плотных кусков черного дерева, панцирь — из дымчатого оргстекла.
Корпус и гриф собраны на эпоксидном клее. Смесь желатина и рыбьего клея использована для сборки деки, приклейки пружин н приклейки деки к корпусу. Корпус отделан мебельным лаком НЦ-222 с добавлением 0,5% дибутилфталата в качестве пластификатора. Без этой добавки лаковая пленка со временем трескается. Поверхность древесины предварительно окрашена отваром коры крушины с небольшим количеством едкого калия и темной спиртовой морилки. Наружная поверхность деки отделана шеллачной спиртовой политурой. В целом балалайки выглядят достаточно нарядно и хорошо смотрятся на эстраде и на экране цветного телевизора.
Известные исполнители В. Болдырев, А. Данилов, В. Зажигин опробовали мои инструменты, стали выступать с ними в концертах. Хорошие отзывы дали профессор П. И. Нечепоренко, эксперты Московской экспериментальной фабрики музыкальных инструментов. Впоследствии чертежи «Москвички» я передал кое-кому из мастеров-любителей. К настоящему времени они изготовили некоторое количество инструментов, получивших высокие оценки.
Хочется надеяться, что эта статья даст толчок к дальнейшему изучению и совершенствованию замечательного народного инструмента — русской балалайки.
- Информация о материале
Для взаимодействия с филиалами создан корпоративный портал АСТК. Доступ на портал осуществляется только зарегистрированным пользователям из числа работающих в компании. Одним из важнейших функций портала это автоматизированный журнал заявок. Все изменения, вносимые в него (новая заявка, изменение статуса) видны всем пользователям. Это же позволяет руководству контролировать выполнение заявок. На сайте, также доступны прайсы ключевых поставщиков с ценами, преобразованными в прайс АСТК.
- Информация о материале
Добрая русская печь нашего детства уходит в прошлое. Еще в 1970 году в СССР строили в год около миллиона русских печей, а теперь и в деревни и в поселки пришло центральное отопление, газовые и электрические кухонные плиты. Только в сказках живет по-прежнему наша печь. Не может Емеля по щучьему велению ехать на газовой плите, а Баба-Яга пытаться посадить Аленушку в электродуховку...
Почему же столько веков бытовала у нас русская печь? Откуда она пошла и что в ней было хорошего?
Одна из причин исключительной живучести этого кухонного очага — его универсальность:
— в нем готовили пищу (на Украине так и называют его — «вариста пiч»);
— пекли хлеб, пироги, караваи, пирожки (в Архангельской области говорили о русской печи — «пекарка»);
— на печи спали дети и старики, и это как бы увеличивало площадь избы, создавая в ней антресоли;
— на печи сушили лук, чеснок, хмель и другие запасы, без которых не прожить в деревне зимой;
— солод проращивали на печи, а в ней варили пиво.
В огромной топке русской печи даже парились, как в бане. Печь, которая топится «по-белому»,— это лучшая вентиляция в избе. Нет очага, который бы держал тепло дольше, чем русская печь.
Веками, тысячелетиями русская кухня формировалась применительно к особенностям этого очага. Нигде не приготовить такой вкусной гречневой каши и не выпечь таких пирогов, как в печи. Нагрев там идет от пода, за счет горячего воздуха и инфракрасного излучения. Это создает совершенно своеобразные тепловые поля. При всем при этом коэффициент полезного действия хорошей русской печи, сложенной настоящим мастером, очень высок.
К. Авдеева пишет в «Ручной книге русской опытной хозяйки» (1845): «В русскую печь менее идет дров, нежели под плиту; она долее держит в себе жар и лучше нагревает жилье. В деревянном доме, выстроенном из сухого леса, от русской печи никогда не бывает сырости, которая может легко завестись при плите без печи». На «залавках» печи тепло и удобно сидеть в долгие зимние вечера.
Камины и плиты с конфорками пришли к нам от иноземцев, а русская печь возникла у нас, ни у кого не заимствована. Прототипом русской печи были глинобитные печи времен Трипольской культуры (III тысячелетие до н. э.) на юге и куполообразные печи-каменки — на севере. Первые русские печи были без трубы, топились по-черному. В Москве дымоходы в печах начали делать в XVI—XVII веках, а в деревнях только после 1860 года. Любопытно, что в Уманском районе Черкасской области при раскопках трипольского жилья были найдены глинобитные печи с трубой.
К середине XIX века сформировался основной тип русской печи. В предустье ее (шестке) у боковых стенок делали так называемые гарпушки, вмазанные котелки, в которых хранили тлеющие угли. В разных местностях гарпушки называли по-разному: жарники, жаратки, загнетки, жаратники и т. д. В конце XIX века к печи стали приращивать плиты (сбоку или впереди на месте предустья или шестка), стали вделывать в печи духовые шкафы.
Расположение печи в избах было традиционным. Так, в Орловской, Курской, Рязанской и Воронежской областях их часто располагали в левом углу челом к фасадной или к правой боковой стене; в северных районах печь ставили у двери, устьем к окну.
Русская печь уходит из нашего обихода, но не бесследно. Мы не хотим утратить своеобразие нашей прекрасной национальной кухни, которая во многом связана с особенностями русской печки. Наши мастера кухонной техники, конструируя современную тепловую кухонную аппаратуру, придают ей некоторые черты русской печи: стараются увеличить аккумулирующую способность, добиться равномерного распределения температуры, обеспечить всесторонний нагрев изделий (особенно сверху, за счет инфракрасного излучения), жарочные шкафы располагают на такой же высоте, на какой был под в русской печи, и пр.
Будем надеяться, что наша старая добрая русская печь, уходя из нашего быта, передаст свои лучшие черты новым кулинарным очагам.
- Информация о материале
Не знаю, занесено ли это насекомое в Красную книгу, но лично я его никогда не встречал. И нисколько об этом не жалею, потому что, если верить путешественникам, в течение последних пятисот лет это насекомое делало их пребывание в гостиницах совершенно невыносимым. Да и вообще никто, даже сам король, не мог от него спастись: «Жил-был король однажды, при нем блоха жила...»
Да, речь пойдет о блохе. Благодаря широкому распространению гигиены, современных инсектицидов и прекрасных мыльных принадлежностей, которых были лишены предыдущие века, мы практически избавились от нее. Институты с трудом достают отдельные экземпляры человеческой блохи для демонстрации студентам-медикам и биологам.
А между тем это насекомое было в моде, и не раз. В последний раз мода на блоху возникла в первой половине девятнадцатого века, но известны и более ранние вспышки.
Сейчас мы усмехнемся, читая рассуждение Вольтера в «Диалогах» о том, что в блохе есть нечто божественное потому, что она прыгает в высоту в пятьдесят раз выше своего роста; с улыбкой пролистаем мадригалы на французском, греческом, испанском и итальянском языках - все комплименты блохе, выпущенные близкими друзьями великого Ронсара; пожмем плечами, узнав, что существовала целая школа поэтов, бардов и менестрелей, которые, видите ли, завидовали блохам лишь потому, что вследствие отсутствия мыла и привычки часто мыться те были ближе к дамам, чем эти несчастные влюбленные...
Да, великие литераторы, начиная с Эзопа, почти все отдали дань блохе. Вспомним «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле — там Панург в правое ухо вдел золотое кольцо, а в кольцо вставил черную блоху. Многие, очень многие писали о ней... Жерар де Нерваль, Лафонтен, Буало, Альфред де Виньи, Жорж Санд, Гофман, Золя, Беранже — всех и не перечислишь. А художники! В 1866 году Сезанн пишет «Женщину с блохой». Упомянем Гарднера, который в 1830 году выпустил фарфоровую статуэтку под таким же названием.
В восемнадцатом веке был даже такой контрданс (бальный танец) под названием «Блоха». Была известна примета: блоха в руке — к деньгам. Модники и модницы различали в одежде такие цвета, как цвет просто блохи, блохи молодой и старой, брюшка блохи, спинки блохи, бедра блохи, брюшка больной блохи (блохи в лихорадке). По-русски этот цвет называли «пюсовым», оставляя французское слово «пюс» - «блоха» - без перевода.
Академический словарь русского языка поясняет: «Пюсовый цвет — темно-коричневый» и приводит цитату из повести Л. Толстого «Посла бала»: «...жена его в бархатном пюсовом платье...».
Конечно, век мушкетеров — это было прекрасно. Галантность, умение себя вести, вопросы чести — все это не может не вызывать уважения. Но почему-то великий Дюма, вводя читателя в повседневную жизнь и нравы этого века, ничего не написал о блохах. А ведь известно, что Людовик Четырнадцатый, «король-солнце», будучи ребенком, играл в галерее Лувра с маленькой пушечкой, в которую была запряжена блоха - это был подарок будущему королю от графа Бриенского. Марион де Лорм (в «Трех мушкетерах» она упоминается как подруга кардинала Ришелье) писала, между прочим, в своих письмах, что галантные кавалеры, если им случалось поймать блоху во время свидания с дамой, помещали ее в хрустальный медальон и носили на шее — такова была причуда моды в далеком семнадцатом веке, Другой причудой было сажать блоху на цепь, стальную или золотую (самая длинная из известных цепочек состояла из трехсот звеньев). Блоха, вставленная в ювелирное украшение, даримая в качестве сувенира, приносящего - счастье, также была объектом моды.
А блошиный цирк! Он был необычайно популярен. Известия о нем мы находим начиная с шестнадцатого века.
Николай Лемери, врач и химик, видел в Париже в 1725 году блоху, прикованную к маленькой серебряной пушечке. В пушечку закладывался порох, зажигался фитиль, и пушка стреляла. Хозяйка держала ее в бархатной коробочке, которую прятала в карман. Этот случай Лемери описал в книге «Сборник редкостей и достопримечательностей».
Великий физик и естествоиспытатель Реомюр в часы досуга смастерил карету на четырех колесиках и четырех стальных рессорах, запряженную шестью блохами. В карете сидели две блохи, а на облучке блоха-кучер правила «лошадьми». Этот номер имел большой успех при дворе, и, кажется, карета была даже приобретена королевой.
Писатель и философ Лабрюйер в 1691 году писал, что видел «четыре блохи, каждая с каской на голове, в кирасах и с маленькими копьями, которые вели между собой настоящий бой, а помещены были в бутылке...».
В 1834 году некий Куччиани показывал в Париже блох, одетых в военные мундиры и дравшимся между собой на дуэли. Этот спектакль очень удивил Чарльза Диккенса, который описал его в последствии.
Сейчас блошиные цирки практически прекратили свое существование за неимением «артистов». Утеряны и секреты дрессировки блох. Известно только, что первым и самым главным шагом было отучить блоху прыгать, чтобы она передвигалась шажком, таща за собой микроскопическую повозку. Для этого насекомое помещали на некоторое время между двумя стеклянными пластинками, которые позволяли ему только ползать. Прыгательные мышцы ног атрофировались. На подготовленную таким образом блоху надевали «упряжь» из волоса или тонкой золотой проволочки.
Одним из последних закрылся в 1966 году блошиный цирк на Бродвее в Нью-Йорке, просуществовавший сорок лет. Когда в 1937 году для цирка была доставлена из-за границы партия блох, таможенные чиновники не знали, как зарегистрировать их. Если как кровососущих насекомых, то ввоз таких вредителей в США запрещен. Дрессировщик, сопровождавший груз, спас положение, заявив, что везет «диких зверей для цирка».
И сейчас в западноевропейских и международных газетах и журналах, посвященных цирку, можно прочесть объявления, обещающие довольно приличное вознаграждение за будущих «актеров». Но, видимо, такие призывы не находят отклика. Блошиный цирк принадлежит прошлому и может рассматриваться теперь как одна из причуд моды прошедших веков.
- Информация о материале
Идея замены конной тяги у омнибуса или дилижанса двигателем давно занимала умы изобретателей. Полтора века назад на дорогах Англии появился первый паровой омнибус — прообраз автобуса: многоместного пассажирского автомобиля общественного пользования. Например, машины английского конструктора Г. Гернея (1831 год) вмещали 18 человек и развивали скорость 16 км/час. Три таких «паровика» перевезли за год 2666 пассажиров.
В начале XX века паровые двигатели уступили место двигателям внутреннего сгорания. К концу 20-х годов автобусы расстались со сплошными шинами, цепными передачами. На смену кузовам с деревянным каркасом пришли более совершенные цельнометаллические. В Архангельске первый автобус появился в 1907 году. Пятидесятые годы отмечены широким распространением безрамных несущих кузовов, вагонной компоновкой машин. Постоянно повышается их комфортабельность, более удобными становятся сиденья, совершенствуется система вентиляции и отопления. Пневматическая подвеска сделала поездку на автобусе мало отличающейся по удобствам от поездки в легковом автомобиле. На современных моделях автобусов применяются уже независимая подвеска колес, мощные дизельные двигатели в 150—200 л. е., автоматические трансмиссии.
Наряду с самой массовой разновидностью автобусов — городскими, появились междугородные, школьные, туристские, служебные автобусы, маршрутные такси, машины для городских микрорайонов, автобусы для сельской местности.
При создании автобусов для крупных городов проблемой номер один всегда была вместимость машины. Когда нужно перевозить 100—150 человек, приходится удлинять кузов, и тогда! автобус оказывается маломаневренным на узких и кривых улицах, которых немало в старых городах. Конные омнибусы с «империалом» (пассажирской площадкой на крыше) стали образцом для двухэтажных автобусов, которые получили особенно широкое распространение в Англии. Москвичи-старожилы, наверное, помнят двухэтажные троллейбусы ЯТБ-3 и двухэтажные автобусы ДО-54 (ГДР). Недостаточная устойчивость таких машин на скользкой дороге была одной из главных причин их исчезновения.
Увеличивать вместимость городского автобуса за счет его уширения невозможно — международный стандарт допускает максимальную ширину не более 2,5 м. Поэтому при создании современного автобуса для больших городов перешли к сочлененным конструкциям. Такая машина состоит из двух шарнирно соединенных секций, которые «а поворотах перемещаются друг относительно друга, обеспечивая 200-местному автобусу длиной 12—16 м вполне удовлетворительную маневренность. Но даже сочлененные «суперавтобусы» не решают всех проблем перевозки пассажиров в больших городах. Нужны модели и средней вместимости. На определенных маршрутах оправдывают себя малогабаритные машины (их иногда называют ситибусами) и маршрутные такси на базе 10—14-местных микроавтобусов.
Своеобразная разновидность автобусов — школьные. Это относительно тихоходная машина на удлиненном шасси грузовика. В отличие от всех других современных автобусов школьные не имеют вагонной компоновкм, а переняли от грузовиков так называемую капотную компоновку (с выступающим вперед капотом двигателя).
Школьные автобусы получили распространение в США и ряде других стран для перевозки детей, живущих в удаленных от школ районах. Такая машина, следуя по определенному маршруту, перед занятиями собирает школьников, а после уроков развозит их по домам.
Междугородные машины и стоящие близко к ним туристские выделились в самостоятельную разновидность в середине 30-х годов. Они совершают дальние рейсы протяженностью от 100 до 800—1000 км. Их салоны оборудованы креслами авиационного типа с подголовниками и откидными спинками; у каждого места имеются индивидуальное освещение, радиоточка, вентиляция, отопление; под полом кузова размещены вместительные отсеки для багажа. В салоне предусмотрены небольшой гардероб, туалет, установка для кондиционирования воздуха.
Для пассажирского сообщения между деревнями, поселками служат небольшие машины, учитывающие специфику местных условий. Так, в некоторых европейских странах получили распространение грузопассажирские машины, часть объема кузова которых занята сиденьями, а часть — отсеком для багажа или почты.
Для отдаленных сельских районов с проселочными дорогами выпускаются специализированные автобусы повышенной проходимости с большим дорожным просветом и приводом на все колеса.
Появившиеся в 50-х годах микроавтобусы, созданные на базе узлов и агрегатов легковых машин, быстро нашли свою область применения: служебные и экскурсионные поездки, доставка авиапассажиров, работа в качестве маршрутных такси.
- Информация о материале
Сайт фотографа Андрея Михайлова - Выйдя на концерты, в клубы-это весело. Музыка часто громко, толпа возбуждается, люди пьют и настроение. Вы там с вашей камеры. Вы не можете слышать, вы не можете найти свой путь на сцену, люди стучат в вас, а вы пытаетесь стрелять, тут слишком темно, свет сияет на твоем лице. Он чувствует, как было бы лучше, если бы вы только что получил ваше снаряжение из там и понравилось. Так что же вы собираетесь делать?
Я стреляю в клубах, по крайней мере, раз в неделю, а иногда и целых четыре раза, а иногда в двух разных клубах в ночное время. Я снимаю для групп, исполнителей, себя, и для публикаций, в основном в интернете. Я был бы без стрельбы оплачен или нет, я наслаждаюсь музыкой и почти всегда есть камеры, когда я выхожу. Редкие исключения, что у меня нет фотоаппарата, когда я заплатил за место, или когда я не имею полномочий и знаю, что они необходимы. Я учил себя, как справиться со всеми проблемами, которые приходят в клубы-blur, контрастный, свет прямо в камеру, ни света, mosh pit вдруг формирование, пиво в мешок камеры, попал под летающие объекты. Это не всегда легко, но кажется, что это почти всегда весело.
Вопросы о съемке групп, особенно в клубах, pop up регулярно на форуме здесь. Некоторые из нас, которые имеют большой опыт работы в этой области внесли свой вклад в форумах, но сообщения на форумах, раковина в списки. В этой статье будут предложения основаны на моем опыте с некоторых входных сигналов от других фотографов, живущих в этой среде.
С чего Начать
Для начала, вам нужно, месте проведения и эффективности, чтобы стрелять. Потому что многие вещи меняются с место на место, и от одного исполнителя, и другому, и даже от одного исполнителя с место на место, важно, чтобы некоторые чувствуют себя за то, что вы будете снимать. Первое, что я делаю, это онлайн-исследований, места и исполнителей если это первый раз, для всех нас. Я смотрю на фотографии, сделанные в прошлом, показывает на место. Главное-есть освещение и стадии установки. Потому что не существует отдельная зона для фотографов или нажмите на клубы, вам нужно выяснить, где можно стоять и стрелять, что препятствия будут на вашем пути, что вы можете стоять, и то, что освещение там есть или нет. Вещи, как цвет стен и потолков следует отметить, для отраженной вспышки (подробнее об этом позже), балкона или лестницы, которые могут быть хорошее место для съемки, доступ к задней части сцены, эти виды вещей, чтобы искать.
С исполнителями, это хорошо, чтобы понять, что они делают на сцене, и что за народ, который будет привлекать. Я обычно делаю, немного фона исследований от исполнителя/группы через интернет. Обычно я проверить их странице на myspace-большинство групп-на нет-и их веб-сайтами. Я смотрю на фотографии прошлого показывает, чтобы увидеть, что я, возможно, захотите снимать и видеть, как они позиционируют себя на сцене. Я обращаю особое внимание на толпу в фотографии прошлого показывает, специально ли или нет яму формы, где я мог бы получить, захлопнул вокруг, и оборудование разбито. Все мои оборудование застраховано но я беспокоюсь об электрическом людей с раздробленным flash или тыкать кому-то в глаз с объектива. Я оглядываюсь, чтобы увидеть, если народ отступил, которая дает мне возможность стрелять впереди, или, если они нажмите вверх к сцене, и в этом случае я мог бы искать лучшего места для съемки.
Разрешение на отстрел
Я всегда снимать с разрешения. Обычно мне устроить с исполнителями или их менеджер заранее. В некоторых местных клубах, люди, работающие в зале, знают меня и я просто прошу исполнителей после того, как я там. Иногда, я покажу вверх, чтобы снять один акт, и в конечном итоге задавать другим, если бы это круто. Я также спросить, спросить о флэш-если это тот тип место. Одно место, которое ограничивает flash (хотя исполнителей разрешить его) является supper club с исполнителей блюза, что я выстрелил в. Это немного отличается от рок-клубы и дайв-баров, в которой я живу, так что я понимаю, ограничение. Если клуб требует фотографию пройти, убедитесь, что тот, кто дает разрешение на съемку заботится перевала. Меньше места, редко требуют фото пройти, ничего больше может. Когда они добираются до "три песни правило,-это будет гораздо больше, клуб.
Одна вещь, я вам настоятельно рекомендую-съемки в местах, как держатель билета в место, что не позволяет владельцев билетов, чтобы стрелять. Последнее, что вы хотите получить бросил во время второй песни для выскакивает DSLR и 300mm объектив. Это большая трата денег, -просто наслаждаться шоу, а не.
Оборудование
Часто это первый вопрос, и есть веские причины для этого. Слишком многие люди начинают с оборудованием, что только сделает их работу трудно. Хотя есть способы, чтобы стрелять в клубах с почти ничего, есть ограничения, и это лучше всего начать с как можно меньше. Это и следующее, что нужно думать о после того, как вы изучили шоу.
Давайте начнем с моего набора, а затем я объясню, как оборудование, решения должны быть сделаны. Я буду доставать для компактных камер, и что вы можете делать с ними в клубах, так как многие люди хотят, чтобы снимать с них.
Я беру цифровой камеры, либо Canon EOS 1DMkIII или Canon EOS 40D. Я беру только два тела, если я снимаю за деньги. Я беру три премьер-объективы. Я всегда с собой беру 35/2 и 50/1 .4, а затем выберите либо более широкий объектив (20/2 .8) или больше объектив (85/1 .8) в зависимости от того, что я знаю о месте проведения. Если я не могу получить любую хорошую информацию заранее, я беру шире объектив. Я беру 580EXII flash. Прежде чем я снова 580, я взял отскок карт - потому что 580 имеет один встроенный, я больше не делать этого. Я беру с собой запасной аккумулятор, два, если один в камере, является низкой, и много аккумуляторные батареи для вспышки. Я принимать не менее 8 гб памяти. Это, как правило, больше, чем мне нужно, но вы никогда не знаете. Я принимать визитные карточки, и, самое главное, я беру с собой затычки для ушей. Даже если моя камера умирает, я могу сидеть и слушать с затычки для ушей, но без них, я, как правило, не подходите близко к сцене. У меня есть несколько пар, в каждой камеры, сумка у меня есть. Многие клубы имеют затычки для ушей, так что, если вы их забудете, вы можете попросить в баре. Только в страдании, в ушах, я могу сказать вам, что собираюсь громко показывает без ушей затычки для достаточно лет, не то, что кто-то должен делать. Я также взять маленький фонарик, который был чрезвычайно полезным.
Еще одна вещь, на мой оборудование, а потом я расскажу, что вы должны рассмотреть. Я всегда использую ясного фильтра и бленды объектива. Причина этого проста. Я был хит с распыления пьянка, роняя алкоголя, поддельных и настоящих крови, пота, глупые строки, и несколько других веществ, которые оставили мне интересно. У меня были передач захлопнулась, и на моей стороне, и по моему лицу, и у меня она была отодвинута на второй этап, amps, и микрофон стоит. Как затычки для ушей, чуть защиты сэкономит вам много обострения.
- Информация о материале
Сайт, на котором Вы находитесь уже не был моим первым, пробным шаром. На бескрайних просторах Интернета спокойненько почивает мое первое детище. Иногда я захожу на него и вспоминаю как я начинал...
Этот же сайт сподвигнул меня на дальнейшее развитие своих знаний и умений. Сайты выходили из под "пера" один за другим. Одни более удачные, другие менее. частичка моей жизни уходила в Интернет. Нарабатывался опыт, набирались знания. Росло и силилось желание поделиться ими с другими. Так удачно получилось, что домены www.kysin.ru и www.kysina.ru пару лет назад оказались еще не занятыми, что я сделал с большим удовольствием.
Первым моим желанием было сделать из этих доменов почтовые домены. Собрать воедино своих однофамильцев и раздать им почтовые ящики. Поисковые системы помогли найти тезок по фамилии. И все желающие смогли завести почту на фамильном домене. Разве не здорово иметь почтовый адрес со своей фамилией после собаки?
А личный блог на домене своей фамилии? Это просто здорово! Так появился и мой блог www.kysin.ru/igor/. Я сам был удивлен эффекту, который получился. С помощью одной группы известной социальной сети, сайт стал посещаемым, а судя по статистике, даже читаемым! Теперь, главное не лениться, и подпитывать его новыми сообщениями.
- Информация о материале
Ничто так не украшает странички сайтов, персональные странички пользователей в социальных сетях лучше, чем анимация, подвижные картинки. Приятно сознавать, что для создания подобных анимаций необязательно быть профессиональным художником или дизайнером, уметь программировать и хорошо знать компьютер. Конечно общие базовые знания необходимы, но все остальное возьмет на себя сама программа.
Современные программы для анимации далеко шагнули вперед и умеют теперь многое. Создание плавных переходов, морфинг между различными изображениями, работа со слоями и многое другое.
Некоторые программы позволяют Вам создавать анимацию из статических изображений и добиваться поистине реалистичных видов воды, дождя, снега.
Это очень красиво, очень увлекательный процесс. Не отказывайте себе в удовольствии приятно провести время за компьютером.
- Информация о материале
Вороновые населяют все части света, кроме Новой Зеландии, Средней и Южной Америки, Малых Антильских островов, Мадагаскара. По мере приближения к экватору число видов их увеличивается.
В Африке встречается красивый белобрюхий ворон, в окраске которого черный цвет сочетается с белым. Населяет он горные местности со скалами и обрывами.
Ворон устраивает свое большое, неряшливое гнездо открыто, на высоких деревьях и скалах. Предпочитает селиться в местности, где чередуются леса, поля, луга и воды.
Эти и другие Интересные факты прошлого века.
Обычно вороны облетают свои владения парой. В одиночку самец летает тогда, когда самка занята выводом птенцов. В другое время он летает вместе со своей подругой, с которой не расстается всю жизнь.
Удивительно красивый, прямой полет ворона не стоит ему видимых усилий. Часто он долгое время парит, описывая круги. По земле птица шагает с важностью, кивая головой и раскачиваясь из стороны в сторону.
Ворон — первоклассный вор и один из самых дерзких разбойников. В нем сочетается дерзость и хитрость, сила и ловкость, это делает его опасным хищником.От зайца до мыши и от глухаря до мелкой птички — никто не застрахован от нападения ворона. Особенно достается от него зайцам, мясо которых он очень любит. Но поскольку воронов всюду не так уж много, большого вреда они не причиняют.
- Информация о материале