Известный французский ученый Альфред Томатис, изучающий все, что связанно со слухом и влиянием на него, говорит, что музыка может бодрить не хуже кофе или крепкого чая. С ним трудно не согласиться, какие-то звуки заставляют нас танцевать и веселиться, другие же наоборот навевают грусть и вгоняют в сон. Еще наши далекие предки убаюкивали детей колыбельными песнями, а в бой с неприятелем шли под сопровождение патриотических военных маршей.
Почему же так происходит? Упомянутый выше специалист Томатис, пришел к выводу, что человеческое ухо для того и существует, чтобы управлять энергией нашего тела и разума. Он так же утверждает, что музыка и звуки на родном языке, вызывают более отчетливую и сильную реакцию. Получается, все люди на земле воспринимают музыку совершенно по-разному. Никогда русский и англичанин не будут одинаково реагировать на одно и то же музыкальное произведение. В славянских языках более широкий диапазон частот, чем в английском.
Современный человек подвергает свой слух большим перегрузкам, особенно те, кто живут или работают в больших городах. Шум мегаполиса (автомобильные сирены, дорожное движение, метрополитен) сильно влияет на слуховой спектр. Так же слух почти всегда портиться с возрастом, Томатис видит именно в этом основную причину общего ухудшения самочувствия. Он объясняет это тем, что человек перестают слышать высокие частоты, которые предназначены для бодрящего и тонизирующего действия.
Слух в большинстве случаях можно восстановить, это стало возможно благодаря прибору «электронное ухо». Принцип его действия заключается в том, что он производит низкие и высокие частоты поочередно, которые заставляют сокращаться мышцы среднего уха (выполняет функцию звукопередачи). В результате внутренне ухо (содержит слуховые рецепторы) снова обретает способность к нормальному функционированию.
Альфред Томатис занялся изучением, какая именно музыка наиболее хорошо питает наш мозг. В итоге пришел к выводу, что композиции, которые исполняют диско группы 80-х, содержат самый высокочастотный диапазон звуков, следовательно, наиболее полезны для человека. А вот низкочастотные звуки действуют угнетающе, к примеру, звуки подымающегося в воздух самолета.
В заключении, стоит отметить, что отцом французского ученого Томатиса, был в свое время очень известный оперный певец. Кому как не ему хорошо разбираться в звуках и в их влияниях на мозг человека.
Балалайка
Балалайка относится и группе ударно-щипковых музыкальных инструментов. Исполнитель извлекает звук исключительно при помощи пальцев: либо щипком по одной или нескольким струнам, либо ударом по ним.
Основная часть балалайки — корпус треугольной формы, склеенный иэ тонких дощечек — КЛЕПОК. В узком месте клепки собираются на бобышку — КЛЕЦ, а в широком — на наклонную граненую стенку — ЗАДИНКУ. Корпус сверху закрыт ДЕКОЙ — тонкой дощечкой иэ резонансной ели. С внутренней стороны дека подкреплена поперечными деревянными ПРУЖИНАМИ. Пружины спрофилированы так, что придают деке выпуклость, необходимую для повыше-ния ее жесткости. В середине деки круглое отверстие — ГОЛОСНИК, укрепленное по контуру инкрустацией, именуемой РОЗЕТКОЙ. Клец прочно соединяется с ШЕЙКОЙ или РУЧКОЙ, на которую сверху приклеена накладка иэ твердого дерева.
В нее врезаются металлические ладовые пластины. Накладка заходит на деку и доходит почти до голосника. Часть накладки, расположенная на деке, называется ХВОСТОВИКОМ. Ручка вместе с накладкой образует ГРИФ, нижняя утолщенная часть которого, примыкающая к клецу, называется ПЯТКОЙ. К верхней части ручки наклонно приклеена ГОЛОВКА, имеющая в плане форму лопатки, в которой размещено колковое устройство для натяжки струн, называемое обычно МЕХАНИКОИ. Три струны, закрепленные в отверстиях колков, проходят через верхний ПОРОЖЕК над грифом и декой, ложатся на ажурную ПОДСТАВКУ, свободно стоящую на деке и, огибая НИЖНИЙ ПОРОЖЕК, петлями закрепляются на кнопках, входящих в отверстия на верх-
ней части эадинки. Первая струна стальная, иэ проволоки диаметром 0,27 — 0,30 мм, вторая и третья струны (настраиваемые в унисон) иэ капрона или нейлона диаметром 1 мм. Верхняя часть деки, примыкающая к голоснику, прикрыта щитком иэ твердой древесины или пластмассы — ПАНЦИРЕМ. Основное назначение панциря —предохранять деку от повреждений руками исполнителя. На старых балалайках встречаются врезные панцири, вклеенные заподлицо с наружной поверхностью деии.
На современных инструментах панцири почти исключительно навесные, не соприкасающиеся с декой, а опирающиеся на края корпуса и хвостовик. Рабочая длина струны, заключенная между верхним порожком и подставкой, называется МЕНЗУРОЙ и лежит у концертных балалаек в пределах 435 — 450 мм.