Для того чтобы передавать информацию на дальние расстояния, некоторые обитатели швейцарских Альп на протяжении столетий использовали заурядный музыкальный инструмент — альпийский рожок. И, хотя формат инструмента не карманный (отдельные образцы крупнее человека в два раза), он может помещаться в руке и его удобно носить. Кое-какие виды рожков даже разбираются и имеют удобные футляры. Звучание рожка расходится иногда на десять километров, отражаясь эхом в высоких альпийских долинах.
Рождение рожка
Швейцарские Альпы - родной дом этого чудесного инструмента. Альпийский рог обычно изготавливают из елей с гор. Основа этих деревьев имеет натуральный изгиб, ведь они растут на крутых склонах.
Мастер подыскивает елку, аккуратно раскалывает ее пополам и выбирает сердцевину специальным резцом. На это может уйти до восьмидесяти часов! Затем мастер шлифует и полирует внутреннюю часть обеих половинок, склеивая их, и плотно обматывая берестяной полоской. Также он присоединяет деревянную ножку, которая поддерживает рожок, когда на нем кто-то играет. И, наконец, сделав подходящий мундштук и украсив раструб резьбой или рисунком, мастер, вскрывает рожок защитным лаком.
Традиционное использование
Из поколения в поколение чабаны и пастухи звуком рожка извещали своих родных в долинах, что у них все хорошо. Все же прежде сигналом рожка они собирали скот, чтобы подоить его. Те, кто разводит коров ради молока, с незапамятных времен считают, будто во время доения протяжный звук альпийского рога успокаивает животных.
Зимой, когда скот уже был в хлевах в долине, многие из пастухов брали с собой рожки и ходили в город, чтобы играть. За это они получали деньги - дополнительный заработок. В прошлом рожок использовали даже для того, чтобы созвать мужчин на войну.
Как же на нем нужно играть?
Может казаться, что играть на альпийском рожке довольно легко, ведь он не имеет клапанов. Однако именно в этом и есть вся трудность. Чтобы добыть необходимый тон, нужно контролировать поток воздуха в трубке. А это сложно.
Альпийский рожок может выдавать тона только естественного звукоряда, поэтому для него подходят не все мелодии. Однако есть музыка, сложенная именно для рожка, и умелые музыканты могут показать свой удивительный талант.
Известные композиторы брали в оркестровые произведения альпийский рожок. К примеру, Леопольд Моцарт — отец Вольфганга Амадея Моцарта — написал пастораль для пастушьего рожка с оркестром. Брамс воспроизводил звук альпийского рожка при помощи флейт и труб. Также Бетховен в своей «Пасторальной симфонии» имитировал звук этого инструмента, чтобы передать атмосферу пастушьей жизни.
Первое упоминание об альпийском рожке в швейцарских письменных памятниках появляется 1572 году в расчетной книге монастыря Святого Урбана. Прошло почти пятьсот лет, а сегодня до сих пор вы можете услышать, как благозвучный голос альпийского рожка звучит над прекрасными лугами швейцарских Альп.(-)