Чтобы освоить процесс исполнения melodic death metal, давайте начнем с изучения схемы расположения звуков (нот) на всех струнах и ладах грифа шестиструнной гитары.
Чтобы ускорить процесс ее иэучения, можно воспользоваться «методом отсчета». Для этого вспомните некоторые основы музыкальной грамоты. Как известно, музыкальный звукоряд состоит из большого количества звуков, но основных звуков (названий) всего семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Почти между всеми основными звуками имеются промежуточные звуки, которые получают свое название от рядом стоящего основного звука. Например, промежуточный звук между до и ре получает название до-диез (диез — знак повышения на полтона) или ре-бемоль (бемоль — знак понижения на полтона). Расстояние между соседними звуками измеряется наименьшей звуковысотной мерой, называемой полутоном. Два полутона составляют целый тон. Между основными звуками ми, фа, си и до нет промежуточных звуков, и поэтому между ними всего по полтона, а между всеми остальными соседними основными звуками расстояние равно двум полутонам, так как между ними есть промежуточные звуки.
Самая тонкая струна считается первой. Если струна не прижата к ладам грифа, ее называют открытой. Каждый лад грифа повышает звук струны на полтона. Первая открытая струна шестиструнной гитары издает звук ми второй октавы. Если прижать ее на первом ладу и извлечь на ней звук, она издаст звук фа. На третьем ладу на этой же струне будет нота соль, лотому что между фа и соль есть промежуточный звук. Он на втором ладу и называется фа-диез или соль-бемоль. Не забывайте, что отсчет следует начинать от звука (ноты), который издает данная открытая струна.
Как видите, указанный «метод отсчета» дает возможность безошибочно определять название ноты на любом ладу и любой струне и, следовательно, позволяет начинать разучивание музыкальных произведений, когда еще нет твердых знаний (знания наизусть) расположения всех звуков на грифе гитары.
Начинающие или малоподготовленные любители гитары зачастую полагают, что при записи звуков более удобна цифровая система, нежели нотная. Некоторые любители вообще отказываются от записи, подбирая по слуху или наблюдая, как размещаются пальцы при исполнении данной музыкальной пьесы.
Стремление избежать изучения нотной системы записи звуков и заменить ее каким-нибудь другим способом разучивания музыкальных произведений вызвано ошибочным мнением, что нотная грамота — наука сложная, которую весьма трудно одолеть. Надо заметить, что слуховой и зрительный способы разучивания в большинстве своем приводят к искажению музыкальных произведений, причем порой до неузнаваемости. И прибегать к таким способам допустимо лишь в исключительных случаях.
При цифровой системе на горизонтальных линейках по числу струн пишутся цифры, указывающие номер лада, на котором следует прижать данную струну. Если звук извлекается на открытой струне, то на линии выставляется ноль (0). Длительность звуков, пауз и некоторые другие обозначения при цифровой системе аналогичны нотной системе. Как видите, различие между цифровой и нотной системами только в обозначении звуков. Поэтому цифровая система не получила широкого признания. Вся музыкальная литература записана нотами, следовательно, надо уметь читать (хотя бы по складам) нотную запись. Только в этом случае исполнитель получит возможность сыграть без искажений полюбившиеся ему произведения.