Фото Юдзо Сато.
Когда на небе закат
И цветы никогда не умирают
Друзья не проходят мимо тебя
Но это мой дом
Когда Луи Армстронг пел эти слова в студии звукозаписи 8 декабря 1932 года, “дом” значил для него только одно: Новый Орлеан. Он покинул свой родной город в июле 1922 года, и хотя провел несколько лет в Чикаго и довольно много времени в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, к 1932 году он уже вступил на путь воина дороги. Домом обычно был любой отель, в котором ему случалось останавливаться после своего концерта.
Альбом для вырезок LAHM 1987.8.3 страница 5
Все изменилось, когда 12 октября 1942 года Луис женился на танцовщице "Коттон Клаб" Люсиль Уилсон. В то время Луис жил в отеле "Ольга" в Гарлеме и предполагал, что и дальше будет жить там со своей новой невестой.
LAHM 1987.14.235
Но у Люсиль был другой план, особенно когда она почувствовала вкус изнурительной жизни одиночек, которые были неотъемлемой частью жизни Луи. “Давай купим дом”, - сказала Люсиль Луи вскоре после того, как они поженились. “Зачем тебе дом?” Ответил Луи. ”Мы будем путешествовать и жить в гостиничных номерах". Люсиль, которая провела часть своего детства в Короне, получила наводку от подруги Адель Эральдо о том, что ирландская семья Бреннан продает свой дом на две семьи на 107-й улице, 34-56, за 8000 долларов.
LAHM 2016.18.10
“Я сама купила дом и не сказала ему”, - вспоминала позже Люсиль. Люсиль оплатила первый взнос со своего банковского счета 3 марта 1943 года и сразу же перевезла свою мать — не сообщая Луи целых восемь месяцев! Луис в конце концов увидел это и так влюбился в дом и окрестности, что отказался переезжать, прожив там последние 28 лет своей жизни.
LAHM 1996.39.2
Мне всегда рады вернуться
Где бы я ни скитался
Для меня это просто маленькая хижина
Это дом, милый дом
Луи продолжал “скитаться” по миру, путешествуя более 300 дней в году на пике своей славы. Но он по-настоящему наслаждался моментами, которые проводил дома в Квинсе с Люсиль и своими любимыми соседями. “А вы возьмите этот район, в котором мы живем”, - сказал он в 1964 году. “Мы здесь вместе с остальными цветными, пуэрториканцами, итальянцами и еврейскими кошками. Нам не нужно переезжать в пригород, в какой-нибудь большой особняк с кучей слуг, дворников и прочего. Зачем? Какое, черт возьми, мне дело до того, что я живу в "фешенебельном" районе? Здесь никто не отключает свет и газ, потому что мы не оплатили счета. Холодильник полон еды, что нам еще нужно? Пап, мой девиз: ”Ешь вкусно, будь здоров и не беспокойся о том, чтобы разбогатеть"."
Фото Криса Бархама LAHM 1987.14.1572
Дома Люсиль предоставила Луи кабинет, где он мог развлекать друзей и заниматься своими хобби. Эти развлечения включали в себя составление альбомов для вырезок, написание писем друзьям, занятия игрой на трубе, написание автобиографических рукописей и, самое главное, запись катушечных кассет. Начиная с декабря 1950 года, у Армстронга вошло в привычку включать свой магнитофон, чтобы записывать разговоры с друзьями, сеансы рассказывания анекдотов, радиопередачи, светскую беседу за ужином и даже споры с Люсиль. После одной такой ссоры с женой Люсиль умоляла его стереть запись. “Нет, ” ответил Луис, “ это для потомков”.
Эти два слова “Для потомков” описывают, почему Луис посвятил так много лет своей жизни работе в качестве личного архивариуса, находясь дома в своей берлоге. Однажды, зачитывая в микрофон различные новостные вырезки и обзоры, он прокомментировал, ни к кому конкретно не обращаясь: “Я записывал это на свой магнитофон с радио, и у меня есть всевозможные заявления и разные вещи, которые будет полезно вспомнить, когда мне исполнится сто лет.”
Фото Чарльза Грэма LAHM 2004.6.5
Армстронг также запечатлел обычные моменты дома, такие как эта запись, на которой Луи пишет аудиообращение к авторитету французского джаза Хьюзу Панасси, находясь “дома в Квинсе”. Послушайте, как Луи сбивается с даты, но Люсиль, всегда готовая помочь жена, поправляет его:
Луи дорожил этими моментами, проведенными дома. В 1964 году Люсиль сказала Эбони: “...Это единственное место, которое по-настоящему является для него "домом". Он часто говорит мне: "Люсиль, давай не будем избавляться от этого при моей жизни". Я тоже не буду, потому что это одна из немногих вещей, которые ему нужны для счастья”. После того, как Луи попал в реанимацию в 1969 году, Люсиль перестроила дом, модернизировав его кабинет, чтобы вдохновить его уделять больше времени выздоравливающим своим хобби вместо того, чтобы снова отправляться в дорогу.
LAHM 1987.14.1565
Вскоре после того, как Луи скончался в 1971 году, Люсиль рассказала об их доме СМИ: “У него так много прекрасных воспоминаний; 28 лет счастья. Это был единственный дом, которым он владел. Он говорил, что это был дом, о котором он мечтал в приюте для бездомных в Новом Орлеане.Все вещи Луи там. Я собираюсь сохранить их там. Со временем я, вероятно, подарю это городу в память о Луи. Мы планировали это сделать. Люди могут начать приходить посмотреть на место, где жил Луис.
LAHM 2006.39.357
Люсиль посвятила свое вдовство наследию Луи, в 1977 году их дом был объявлен национальным историческим памятником. После ее кончины в 1983 году город Нью-Йорк принял дом Армстронгов и выбрал Квинс-колледж для управления им. Образовательный фонд Луи Армстронга пожертвовал личные вещи Луи и Люсиль, и архив Луи Армстронга был открыт для публики в 1994 году. После реконструкции стоимостью 5 миллионов долларов дом-музей Луи Армстронга открылся для публики в 2003 году благодаря усилиям давнего директора Майкла Когсуэлла.
LAHM 2003.237.2
С тех пор Дом–музей Луи Армстронга ежегодно посещали тысячи людей со всего мира - до марта 2020 года, когда музею пришлось временно закрыться из-за вспышки COVID-19. Работая на дому в течение следующих нескольких недель, небольшой коллектив the Armstrong House воспользовался уникальной возможностью поближе познакомиться с Луи Армстронгом, одной из бесспорных икон 20-го века, дома в то время, когда большинство людей на планете вынуждены оставаться дома.
LAHM 1987.14.3402
Это было бы невозможно без гранта в размере 2,7 миллиона долларов от фонда Роберта Ф. Смита, который позволил полностью оцифровать архивы музея – крупнейшие в мире архивы одного джазового музыканта. Хотя с полными цифровыми коллекциями можно ознакомиться по адресу https://collections.louisarmstronghouse.org/, этот текущий сайт позволит сотрудникам Armstrong House курировать виртуальные выставки, основанные на жизни Армстронга дома и сокровищах, которые он там создал.
LAHM 1987.14.1569
Посетители смогут послушать, как Луи тренируется, рассмотреть его коллажи, прочитать его работы и, по сути, почувствовать, что они тусуются с Луи Армстронгом в его берлоге в Квинсе.