От издателя | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Название диска может смутить слушателя: "Почему любимый старый? А разве не может быть любимый новый?" Конечно, может. За истекшее столетие джаз переместился из новоорлеанских улиц на филармоническую эстраду, переоделся во фрак и нацепил бабочку, но при этом многое утратил. Где тот завод, тот "драйв", свойственный уличным негритянским оркестрам 20-х годов? Где та жизнерадостность, та витальность, сведшая с ума сначала Америку, а затем и Европу? К сожалению, она осталась только в бессмертных записях, оставленных нам великими джазовыми музыкантами прошлого. И среди этих гигантов джаза прежде всего следует назвать Луи Армстронга. На диске Армстронг представлен четырьмя композициями, созданными в 20-40-е годы. В записи принимали участие ансамбли "Все звезды", "Горячая пятерка" и "Горячая семерка". Наиболее интересен знаменитый "St. Louis Blues" с неповторимым дуэтом Армстронга и певицы В.Мидлтон. Гений Армстронга властвует и в пьесах "Рэг 12-й улицы", "Беззаботная любовь", и, в особенности, в "Блюзе западной окраины", считающимся величайшим шедевром джаза. Кларнетист Джонни Доддс начал свою карьеру в оркестре Кинга Оливера, затем записывался с Луи Армстронгом и с собственными составами, которые и представлены на диске. Для поклонников джаза Джонни Доддс воплощает новоорлеанский "горячий" стиль игры на кларнете; для него типична напористая форма игры с пассажами в высоких регистрах и многочисленными блюзовыми интонациями. Величайшим джазовым музыкантом был и креол Сидней Беше. Его игрой восхищались все, слышавшие его. Выдающий швейцарские дирижер и теоретик классической музыки Э.Ансерме предрек ему великое будущее, а немецкий писатель Герман Гессе в романе "Степной волк" списал своего героя с Сиднея Беше. Знаменитый французский поэт Жан Кокто посвятил Беше следующие строки: "Его музыка не была бездумной болтовней. Она говорила. И речь эта была всегда трогательной и могучей. Она шла от сердца". На диске С.Беше представлен тремя джазовыми пьесами, записанными в 40-х годах, из которых хотелось бы отметить наиболее экспрессивно окрашенную "Голубой горизонт". В 60-е годы в американском джазе появились новые течения, и старый джаз постепенно стали забывать. Тем удивительнее, что в Европе, а именно в Англии, произошло его возрождение. Вновь проснулся интерес к музыке Армстронга и Беше, вновь был открыт диксиленд - стиль традиционного джаза. Возникают замечательные джазовые коллективы под руководством Хэмфри Литтлтона, Терри Лайтфута, Эккера Билка, Криса Барбера. Все они представлены на этом компакт-диске. Особенно хотелось бы отметить пьесу С.Беше "Маленький цветок", исполняемую ансамблем Т.Лайтфута с необыкновенной виртуозностью и огромным эмоциональным подъемом. В исполнении английских диксилендов эти пьесы обрели новую жизнь. И - удивительное дело - эта музыка не кажется устаревшей. Хотя многие музыковеды и твердят, что джаз мертв, слушая пьесы, представленные на диске, хочется воскликнуть: "Джаз жив! И будет жить вечно, как вечно будет жить музыка Моцарта и Баха".
|
Библиотека
Мой любимый старый джаз
- Информация о материале