//(От переводчика) Эта статья была опубликована в апрельско-майском номере журнала "Playback" 2001 года. Ее основа - это короткое (но очень емкое по сути)

интервью с Джорджем Авакяном, легендарным продюсером и личным другом Армстронга

 

Джим Стайнблат


Продюсер-первооткрыватель Джордж Авакян: почему Сатчмо выдержал испытание временем.

На недавней церемонии ГРЭММИ, где представлены все великие композиторы и музыканты, приз в номинации «Лучший исторический альбом» был вручен выпуску Коламбии/Легаси (Columbia/Legacy) Louis Armstrong: The Complete Hot Five and Hot Seven Recordings (Все записи «Горячей пятерки» и «Горячей семерки» Луи Армстронга), составленному из знаменитых записей 1920-х годов, которые революционизировали музыку Америки. Армстронг занял центральное место в широко транслировавшейся серии документальных фильмов «Джаз» Кена Бернса. И это не случайно, поскольку в прошлом году весь мир отмечал столетие Армстронга, одного из основателей джаза и, возможно, самого известного американского музыканта на планете в годы его жизни. Да, сегодня многие молодые люди слышали не более, чем звук его имени. А поколение бэйби-бумеров помнит его в основном как исполнителя «Хелло, Долли!» на развлекательных телевизионных программах, таких, как шоу Эдди Салливана и «дворец Голливуда». Тем не менее, почти за 50 лет в индустрии звукозаписи его музыка хорошо представлена и в эпоху компакт-дисков. А те, кому посчастливилось знать Луи Армстронга лично, и сегодня говорят о нем с любовью… и с благоговением.

George Avakian & Louis Armstrong Стараясь понять, почему Луи Армстронг, умерший три десятилетия назад, не перестает восхищать нас и сегодня, "Playback" встретился с одним из ближайших коллег Луи - с Джорджем Авакяном. Он сам - живая легенда индустрии звукозаписи - ставший первым продюсером долгоиграющих пластинок популярной музыки, а также движущей силой успешных звукозаписей Майлза Дэйвиса, Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена и Санни Роллинза. Еще в годы учебы в колледже Авакян своим энтузиазмом побудил Коламбиа Рекордз начать переиздание классики джаза, включая записи Армстронга - он сам руководил этой программой. Позднее он был продюсером нескольких самых значительных записей Сатчмо в 50-е годы: Louis Armstrong Plays W.C. Handy, Ambassador Satch и Satchmo the Great… Он любезно согласился поделиться с нами своими впечатлениями и мыслями.

- Почему Луи Армстронг выдержал испытание временем?

На это легко ответить. Каждое выступление Луи отражает все грани его личности и его отношения к жизни. Из всех музыкантов, с которыми мне когда-либо доводилось работать, он был самым отзывчивым, добрым, чувствительным, заботливым - он просто был удивительным, удивительным человеком. Он наслаждался тем, что делал - также как и его слушатели. Луи всегда говорил: «Я хочу всех сделать счастливыми» - и он это делал. Луи стал бы величайшим актером, если бы ему дали достойные роли.

- У Луи было очень трудное детство, а он стал жизнерадостнейшей личностью. Как такое могло случиться?

Отчасти это случилось потому, что он видел и другую сторону той жизненной изнанки. Когда он был совсем юным мальчиком, у него была небольшая тележка, которую он нагружал углем и отвозил в Сторивилл на продажу проституткам, чтобы те могли согревать свои лачуги. Он приходил на загрузку к семье Карновских, которые были старьевщиками, а также торговали коврами и спиртным. Он им настолько понравился - и они понимали, что у себя дома он почти голодал, - что они часто оставляли его на ужин в своем доме, и он участвовал в досуге и в собраниях всей семьи. И у Карновских была коллекция патефонных пластинок таких певцов как Карузо и ирландский тенор Джон МакКормак, поэтому Луи с детства влюбился в эти записи и продолжал их слушать на протяжении всей своей жизни. Он говорил, что от этих записей у него возникло чувство, что каждое соло на трубе должно звучать как оперная ария. Доброта Карновских произвела огромное впечатление на него - и именно поэтому Луи всегда носил на шее Звезду Давида.

// (Примечание переводчика) в книге Louis Armstrong, in His Own Words - "Луи Армстронг собственными словами" - он не только с горячей благодарностью вспоминает семью Карновских и свой самый первый инструмент - корнет, помятый и покрытый окисью, купленный с помощью семьи Карновских в ломбарде за 5 долларов ... . Луи в своей книге признается, что он стал музыкантом из-за... РУССКОЙ народной песни, колыбельной - одной из первых песен, которую он научился петь, благодаря госпоже Карновской... Автор биографии Армстронга "Louis Armstrong: An Extravagant Life" Лоренс Бергрин (Laurence Bergreen) в интервью Национальному Радио (NPR) в 1997 году сказал: "фактически семья Карновских просто усыновила его с 7 до 12 лет". "Когда мне было около 11 лет, я начал понимать, что благодаря этой еврейской семье я научился петь от сердца" - цитирует Армстронга Гэри Гиддинс (Gary Giddins) в книге "Сатчмо", вышедшей в прошлом году. Кстати, Армстронг сделал первые заметки для своей книги, когда был в больнице и доктор напел ему ту самую русскую колыбельную... И еще одно "кстати" - среди любимых, часто исполнявшихся им стандартов, - "Russian Lullaby" Эрвинга Берлина, композитора, создавшего God Bless America, но, как известно, родившегося в Тюмени... Да, между прочим, Берлин "выпустил на волю" свой шедевр американского патриотизма только через 20 лет после фактического сочинения...

- Недостаточно известна сторона Армстронга-композитора.

Да, Луи сочинил несколько композиций, таких как "Potato Head Blues," "Someday You'll Be Sorry," "Struttin' With Some Barbecue," "Hear Me Talkin' to You" и "Gully Low Blues." Наилучшими были его самые ранние сочинения. В сороковые годы, когда трубач Луи Джордан сочинял и записывал хит за хитом, менеджер Армстронга начал давить на Луи, ожидая таких же хитов и от него, но результаты были плачевными, хотя и появилось несколько неплохих композиций. Когда я копался в архивах Библиотеки Конгресса, я обнаружил пару «потерянных» ранних композиций Армстронга, написанных им для Кинга Оливера - они великолепны, и вскоре будут записаны ансамблем Дэйвида Оствальда, тубиста и биографа Армстронга.

- Я слышал, что некоторые считали Армстронга «Дядей Томом», потому что он был очень популярен у белых слушателей и не участвовал в политике.

Его называли «Дядей Томом», но на самом деле он был ЕДИНСТВЕННЫМ, кто восстал и кричал во всю силу своих мощных легких, критикуя Эйзенхауэра во время кризиса из-за расовой сегрегации в школах Литтл Рока, в штате Арканзас в 1957 году (тогда Армстронг заявил, что он отменяет запланированное Госдепартаментом турне по Советскому Союзу, потому, что губернатор Арканзаса Фобас [Faubus] вызвал национальную гвардию Арканзаса, чтобы предотвратить слияние раздельных школ в Литтл Роке; Луи назвал президента Эйзенхауэра «двуличным» за то, что он не остановил Фобаса).

//Замечание переводчика: представляете, что было бы, если за пять лет до приезда Бенни Гудмена к нам, в совковую Россию, сначала приехал бы Армстронг? Осталась бы 80-летняя история «нашего» джаза такой, какую мы знаем ее сегодня, или нет? … Луи не приехал, зато мы хорошо знаем сегодня шедевр джазовой музыки - "Fables of Faubus" («Басни Фобаса») - композицию Чарли Мингуса... Возможно, тогда это была самая незаслуженная всеми нами обида, которую мы глотаем почти через полвека: ну, ладно, отмена Оскаром Питерсоном концерта в Москве из-за плохой встречи и плохой гостиницы, и даже отмена Биллом Эвансом гастролей в СССР из-за вторжения в Афганистан, но из-за Фобаса!!! Да будь он не Ладен!//

- Что в игре на трубе и в пении Армстронга вызывает все эти восторженные оценки?

Кроме оригинальности - его игра всегда глубоко прочувствована: в ней нет никакой показухи, хотя он самый непревзойденный трубач, если ему хочется это продемонстрировать. Все это идет абсолютно из самого глубинного нутра. Записи «Горячей Пятерки» и «Семерки» повлияли в наибольшей степени на развитие джаза - ВСЕ джазовые стили выросли из них. Некоторые говорят, что в них много клише. Но никаких клише там не могло быть, когда Армстронг сыграл это в самый первый раз. А, говоря о его манере пения, - многие не понимают, как много Бинг Кросби и Фрэнк Синатра взяли именно у него. У них были чистые голоса, в отличие от Армстронга, но чувство и фразировка - вот что важнее всего. Больше нет музыкантов сравнимых с Армстронгом - и не будет, точка!

--------------------------------------------------------------------------------

Переводчик - Юрий Дмитриевский, Торонто, Канада, август 2002 г. С разрешения ASCAP Playback.© 2002, ArtSprings Inc.

TPL_BACKTOTOP