superzvezda endryu vebberaМюзикл «Иисус Христос – суперзвезда», написанный Эндрю Ллойдом Веббером в соавторстве с Тимом Райсом является одной из самых лучших рок-опер, которые когда-либо были написаны. Великолепная музыка, пронзительные тексты, потрясающий фильм, снятый по мотивам этой оперы - все эти вещи, как по отдельности, так и вместе взятые являются настоящими шедеврами.

В 1970 году в музыкальных магазинах появился альбом с этой рок-оперой, который и открыл для нее и ее создателей дорогу на вершину славы. В первую очередь, он привлекал не только именем композитора, ни и составом исполнителей, главным из которых являлся, безусловно Иэн Гиллан (Deep Purple, вокал), взявшим на себя роль Иисуса Христа. Над пластинкой также работал Майк Д’Або (Ирод) и Виктор Брокс (Каиафа), Мюррей Хэд (Иуда), Ивонн Эллиман (Мария Магдалина) и Барри Деннен (Понтий Пилат). Эта блестящая команда с их безумно красивыми голосами обеспечила успех для детища Веббера. Успех настолько громкий, что спустя всего лишь год на Бродвее уже состоялась премьера мюзикла, в спустя еще два – на экраны вышел одноименный фильм, в который перекочевали некоторые из тех артистов, что стояли у истоков истории рок-оперы (Ивонн Эллиман и Барри Деннен).

В своем произведение авторы показывают Иисуса не столько, как Сына Божьего, сколько, как обыкновенного человека, живого, чувствующего. Пожалуй, именно это стало одним из решающих факторов того, что «Иисус Христос – суперзвезда» полюбилась практически всему миру. Впрочем, нашлись и те, кому такое художественное решение пришлось не по вкусу: естественно, что в основном это были религиозные деятели, для которых отношение к Иисусу Христу как к простому человеку, и уж тем более намеки на его сходство с современными звездами шоу-бизнеса – вещи совершенно непозволительные. А поскольку церковь занимает не последнее место в социальных и государственных структурах мира, то мюзиклу, а больше даже, наверное, фильму досталось немало порицаний, которые, правда, все равно не изменили о нем положительного общественного мнения. Да, фильму, например, не досталось практически никаких наград, но в каком множестве категорий он номинировался, как на премию «Золотой глобус», так и премию Британской академии кино. От фильма церковных представителей отталкивала трактовка образов, - так, например роль Иуды исполнил афроамериканец Карл Андерсон. С Иудой, кстати, связано и еще одно разногласие возникшее между церковью и Эндрю Веббером с Тимом Райсом, - этот персонаж занимает, на первый взгляд, непозволительно важное для себя место в повествовании. Он наравне с Иисусом – главный герой, его душевным метаниям, поступкам и мыслям уделяется столько же внимания, если даже не больше. Некоторые по этой и другим причинам (среди которых слишком «вульгарная» для этой библейской истории музыка) даже называли рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда» антихристианской. Как спрашивается, можно сравнивать спасителя всего человечества и какого-нибудь поп-идола? А именно это, как уже было сказано, делается в произведение. Нарекания вызывало то, что в текстах некоторых песен явственно слышались намеки на схожесть роли в жизни общества, схожесть в судьбе и предназначение между этими двумя противоположностями. То есть, как раз таки оказалось, что не такие уж они и противоположности. Стоит отдать должное выдержке и терпению композитора, автора либретто, режиссеру и исполнителям, которые не сдались под напором и сделали все, чтобы результаты их труда увидели свет. Пусть возникают споры, но разве можно запретить писать музыку? Особенно такую потрясающую, живую и искреннюю.

Back to Top