В 1913 году городская газета Сан-Франциско первый раз использовала слово "джаз". Что эта музыка изменила в нашем мире к лучшему и что привнесла не очень хорошего?
Джазу удалось обогатить и музыкальную культуру, и язык. Откройте словарь идиом и цитат и увидите. "Сегодня он играет джаз, а завтра – Родину продаст", - один из убойных аргументов защитников идеологической чистоты советской музыки. Их соратники подхватывали: "Джаз – это музыка толстых". "Полный джаз", - восклицают, когда нет слов, чтобы описать происходящее. Ну, а когда кто-то натворил нечто «выдающееся», очевидцы еще долго отзываются: "Ну, и дал ты тогда джазу".
Если бы джаза не было, его надо было бы придумать. Хотя бы затем, чтобы в некоторых ресторанах и кафе была возможность укрыться от всепроникающего шансона и попсы. А если вы планируете вечер провести с приятными людьми и поговорить, не пытаясь перекричать лабухов на сцене, поверьте, заведение, где играют джаз – идеальный вариант. Помещение, где в углу негромко перебирает клавиши пианист, погруженный в себя, подойдет и для интимной любовной романтики, и для ностальгического трепа в кругу старых приятелей, и для одинокого погружения в глубины своего внутреннего мира. При этом джазовую музыку вы можете услышать в самых неожиданных местах, например, ее записи на видео- и аудиоаппаратуре предлагают посетителям бани на Лодочной.
Джаз и синематограф стали дружить с эпохи «великого немого» – и все благодаря таперам, игравшим во время демонстрации сеансов. А появление звука лишь укрепило взаимные чувства: музыканты, играющие джаз, становились героями фильмов. Давайте вспомним… 1930-1950 годы – время всенародно любимых "Веселых ребят", "В джазе только девушки" и "Серенады солнечной долины". Преобладали комедии и мелодрамы. Позже, когда вышли "Вес этот джаз" Б. Фосса и "Птицы" К. Иствуда, джазмены стали героями серьезных жанров. Но идеально сумел соединить романтическую патетику и эксцентрику К. Шахназаров в своей легкой и захватывающей истории " Мы из джаза".
В наше время джаз слился с электронной музыкой. А порождением этого союза стал лаунж. Это медаль с двумя неравноценными сторонами. Одна сторона - альбомы гигантов жанра, а другая – тонны шаблонной музыки, которую всюду используют хозяева питейных и обеденных заведений для создания «пищеварительного» фона. Эти произведения выглядят пробирочным продуктом, для создания которого не нужно вдохновение. Человеку с чутким ухом после прослушивания этих звуков требуется сауна с бассейном, чтобы смыть с себя серость и бездарность такой музыки.