Взрыв интереса к блюзу произошел в двадцатых годах 20-го века. В этот период он вышел из негритянских гетто и стал новой формой шоу-бизнеса. Страну охватило блюзовое безумие. Особенно популярным был женский блюз. Среди исполнительниц того времени можно выделить Мэми Смит, Ма Рэйни и Бэсси Смит. Упадок женского блюза приходится на вторую половину 30-х. Можно отметить несколько ведущих блюзменов-мужчин этого периода Джимми Рашинга и Джо Тернера. Тернер знаменит своими быстрыми блюзами с фортепианным аккомпанементом в стиле «буги-вуги». Легендой традиционного блюза и поныне остается Роберт Джонсон, молодой музыкант и певец, погибший в возрасте 27-и лет, но успевший записать несколько десятков песен. Его «Перекресток» - обязательный номер в репертуаре блюзменов последующих поколений. В некоторых песнях – «Владей я чем-то во время судного дня», «Блюз перекрестка», «Гуляющий блюз», музыкант звучит как настоящий рок-н-ролльный бэнд, столь же полновесно. Стиль игры музыканта создает иллюзию звучания многих инструментов одновременно. Творчество Джонсона оказало большое влияние на исполнительскую манеру таких исполнителей как Эрик Клэптон и Мик Джаггер, использовавших в своем репертуаре вариации блюзов Джонсона. Среди других исполнителей той эпохи можно отметить Джона Слипи Истиза, Блайнд Лемона Джефферсона, Чарли Патона, Биг Билла Брунзи. Очень часто блюзмены брали выразительные прозвища, как и упоминавшиеся «Большой Билл», «Соня» Истиз, «Слепой Лимон» Джефферсон.
В военные годы получает большое распространение ритм-энд-блюз. Этот стиль появился на волне урбанизации, и впитал в себя все нотки городской жизни. Развитие техники и электрификация привели к активному внедрению в инструментальный арсенал электрогитар и электроорганов. Голос певца усиливался с помощью электронных усилителей. К середине 40-х годов такие исполнители как Чак Бери, Бо Дилли, Би Би Кинг уводят блюз еще дальше от традиционного направления. Они активно используют джазовые ритмы, наряду с элементами «буги-вуги». К концу сороковых старый традиционный блюз был вытеснен с массовой сцены. Это было неизбежным. Исчезла культурная среда, породившая и культивировавшая блюз. Трудовые лагеря, бараки и плантации ушли в прошлое. Афроамериканец уже не чувствовал себя оторванным от развития общеамериканской культуры. Как выразился известный популяризатор джаза Д.Л. Коллиел: «Сосуд, хранивший в себе, в течение многих поколений, африканские традиции разбился вдребезги».