Сегодня пытаться разделить Блюз на очень узкие категории достаточно нелепо. Блюзовое “чувство” и блюзовая “тональность” действительно присутствует во всех направлениях. Они есть во всех видах музыки, и большинство “блюзовых групп” играют в самых разных стилях. Трудно определить стиль как какую-то одну “вещь” или поместить его в какую-то одну категорию.

Но кто может утверждать, что блюз, выходящий из Чикаго и блюз, выходящий из Нового Орлеана или Лос-Анджелеса, не имеет своего собственного “чувства”? Конечно, эти категории в большой степени пресекаются. Техасский блюз, имеет много общего с Чикагским блюзом, но он также немного и отличается.

И тут присутствует географический фактор. По мере того, как блюз перемещался из своей родины в Дельте в другие части страны, он смешивался с тем, что уже было там, и это было естественно и неизбежно. Такие перемещения привели к тому, что разные стили стали ассоциироваться с разными частями страны. Итак:

Дельта-Блюз

Роберт ДжонсонВот тут-то все и началось. Конечно, Дельта-блюз определяется тем, что он в значительной степени аккустичен по своей природе. Когда вы представляете Дельта-блюз или кантри-блюз, вы обычно представляете человека, обычно мужчину, сидящего и играющего на гитаре в одиночестве, пьющего вино из смородины пошаговый рецепт которого он унаследовал от отца, тот от деда и т. д. Безусловно, самым распространенным блюзовым гитаристом, который подходит под это описание, является Роберт Джонсон. А еще есть Чарли Паттон, Скип Джеймс или Сон Хаус, которые определяют этот стиль. Конечно же, есть и еще много других.

Но правда в том, что блюзовые музыканты, вышедшие из Дельты, играли не только на гитаре. Там были гармонисты и пианисты, а некоторые играли даже на самодельных инструментах. Плюс, некоторые играли группой, маленьким оркестром. Просто когда их записывали на студии, они зачастую исполняли свои произведения в одиночку. Так, что на самом деле, это просто стереотип.

На сегодня Кеб Мо, вероятно, был бы самым известным из современных кантри-блюзовых/Дельта-гитаристов. Он определенно подходит под это описание, хотя и не из тех мест, что находятся вблизи Дельты. Среди них можно отметить также Кори Харриса и Р. Л. Бернсайда. Но опять же есть много и других.

Дельта-блюз был на пике своего развития в 20-х и 30-х годах, когда многие из вышеперечисленных артистов работали в качестве крестьян и сборщиков хлопка в Кларксдейле, штат Миссисипи и Хелене, штат Арканзас. Многие жили на плантациях, управляемых владельцами, которые иногда благосклонно относились к музыке, а иногда нет. Ферма Докери была одной из плантаций, где Чарли Паттон, Сон Хаус и Роберт Джонсон обитали некоторое время. Большинство из них путешествовало по всему региону, и трудно точно определить, где они обзавелись гитарой. В настоящее время ферма Докери является музеем, посвященным Дельта-блюзу и истории этой области.

Чикагский Блюз

Когда многие музыканты "Дельты" переехали на север, в Чикаго, они взяли с собой блюз. Считалось, что люди с юга мигрируют на север в поисках лучшей работы и более легкой жизни. Некоторые объединялись с семьей, которая уже находилась там, некоторые обзаводились ею в южной части Чикаго, где они жили. Было много клубов, которые нанимали музыкантов, чтобы развлекать местных жителей, так что на севере уже существовал готовый рынок для этой музыки.

Мадди Уотерс был одним из тех, кто взял блюз с собой на север. Он уже записывался в качестве Дельта-музыканта Аланом Ломаксом, и это придавало ему большую уверенность. Но после переезда в Чикаго, его блюз стал “урбанизированным” и электрифицированным. Он перевел стиль Дельты в совершенно новый тип блюза. Этот стиль был все еще грубым и простым, но уже с барабанами и искаженными электроникой гитарами. Этот новый блюз соответствовал городу и был принят населением, жившим в нем. Первые чикагские хиты Уотерса “Gypsy Woman” и “Little Anna Mae” вселили в него уверенность. Он начал записываться для Chess Records в начале 1950-х и сочинил несколько хитов в содружестве с замечательным басистом Вилли Диксоном.

Что делало чикагский блюз уникальным, так это энергия. Чтобы быть услышанным в шумных чикагских клубах, требовался более громкий звук . Это обусловило использование электрогитар и гармоник. И когда его главная группа, с Литтл Уолтером на губной гармошке, Джимми Роджерсом на гитаре, Элгином Эвансом на барабанах и Отисом Спэном на фортепиано, собралась вместе, они показали, как должна звучать великая Чикагская блюзовая группа. Это было в начале 50-х годов, и с тех пор мало что изменилось. Группы сегодня все еще пытаются запечатлеть тот сырой, но чрезвычайно плотный звук, который был у первых групп Мадди. Наверное, так будет всегда.

Многие другие группы, которые базировались в Чикаго в 50-е и 60-е годы и вместе с Мадди, Хаулином Вульфом, Отисом Рашем, Мэджиком Сэмом, Бадди Гаем и другими стали воплощением чикагского блюза. Многих из них можно увидеть сегодня на американском фестивале фолк-блюза.

Мемфис Блюз

Би-Би КингМемфисский блюз основан на смеси других стилей в большей степи, чем Дельта или Чикагский блюз. В Мемфисе уже существовала традиция развлечений на Бил-стрит, когда блюз пришел в город.

Этот город служил домом для целого ряда артистов, включая тех, кто играл в стиле водевиля, кантри, Джаг-бэнда и, конечно, джаза. Поэтому, когда появился блюз, он впитал в себя значительную часть из этих стилей.

Многие музыканты Чикагского джаза начинали здесь. Хоулин Вульф, Сонни Бой Уильямсон и Айк Тернер - все они когда-то играли в Мемфисе и оставили там свой след.

Конечно, самый известный Мемфисский блюзмен - это сам Би-Би Кинг. В начале карьеры он не раз приезжал из Дельты, чтобы попробовать себя в Мемфисе. В конце концов он нашел постоянную работу и стал вести шоу на Мемфисской радиостанции WDIA, что стало для него настоящим большим прорывом.

В блюзовом стиле Би-Би Кинга было немного городского джаза - типа музыки, который был популярен в Мемфисе, немного более сложного и немного более “городского". Но трудно претендовать на какой-то один стиль для Мемфисского блюза. Все, что нравилось людям, - это то, что было популярно и игралось там музыкантами.

Еще один артист, Альберт Кинг, сделал большинство своих записей в Мемфисе для Stax Records, хотя он тоже был из Чикаго. И его стиль тоже вобрал в себя очень многие стили.

Канзас-Сити Блюз

Канзас-Сити в 1920 году был раем для джаза. Поскольку он являлся туристическим центром, музыканты приезжали отовсюду и делились друг с другом музыкой, которую они привезли с собой. Конечно же, джаз был частью этой культуры, и такие люди, как Каунт Бейси и Чарли Паркер, внесли свой вклад в нее.

Но влияние, которое Канзас-Сити оказал на блюз, лучше всего видно на примерах творчества таких ярких фигур как Биг Джо Тернер и Пит Джонсон и их стилей, которые позже были названы “Джамп-блюзом”. Эти стили позднее переродились в ритм-энд-блюз 40-х годов, а еще позже-в рок-н-ролл.

Этот очень танцевальный блюз всегда имел яркий ритм и часто исполнялся каждым биг-бэндом в своей собственной аранжировке. Таким образом получающаяся музыка представляла собой нечто среднее между блюзом и джазом. Классический Канзас-Сити блюз представляет собой Джамп-блюз с ведущим фортепиано и преобладанием партии духовых, которые зазывали людей на танцпол. В этом направлении также присутствовали элементы свинга, скрещивание с которым приводили к музыке, которую было трудно привязать к какому-то одному названию.

Что бы ни принес Канзас-Сити в копилку блюза, всё встречалось с оптимизмом. И это один из любимейших стилей блюза многих ценителей музыки.

Блюз Нового Орлеана

Ясно, что Новый Орлеан был родиной джаза. С этим все согласны. Но блюзовую родину немного сложнее определить.

Легко представить себе музыкантов Дельты, направляющихся вниз по реке в Новый Орлеан и приносящих с собой свои гитары. Что произошло потом, сказать нексолько сложнее. Конечно, богатая музыкальная традиция, которая уже существовала, должна была повлиять на них. И если они попытаются найти какую-нибудь работу в Н-Орлеане, им, вероятно, придется сыграть немного того, что местные хотели бы услышать. Вероятно все они попали в сборную солянку музыкантов, как и все остальные исполнители: джазовые, каджунские и водевильные.

Конечно, некоторые блюзовые гитаристы выделяются, включая Guitar Slim, Snooks Eaglin и Earl King, но ни один из них не был сильно отождествлен с звуком из Нового Орлеана.

Во всяком случае, сегодня нью-орлеанский блюз - это смесь блюза, фанка и почти второстепенных грувов, которые граничат с румбой. Или, по крайней мере, румбой, как их определяет блюзовый музыкант. Это все еще солянка, и она все еще пахнет одухотворенным выражением и эмоциями. Кажется, в каждой новоорлеанской блюзовой песне всегда чувствуется Professor Longhair и Dr. John.

Техасский Блюз

Еще один из тех блюзовых стилей, которые трудно связать с чем-то одним. Конечно, в Техасском блюзе есть много чикагского блюза, но в нем также есть еще и оттенок рок-н-ролла.

Если Стиви Рэй Воэн - это первое, о чем люди думают, когда говорят “техасский блюз”, то это не из-за какого-то определенного стиля, который он играл. Он прошел догий путь и много добился. И это делает его “Техасским” гитаристом в большей степени, чем что-либо другое. Он играл с энергией и самозабвением, которые определенно говорили:… - "Не связывайся с Техасом.”

Начиная с Фредди Кинга “The Texas Cannonball”, одного из первых великих блюзовых гитаристов из Техаса, эта энергия и стиль могут служить примером Техасского звука. Похоже, что все они разделяют одно и то же отношение. Наряду с Кингом были такие гиганты техасского блюза, как Lightening Hopkins, Blind Lemon Jefferson, T-Bone Walker (позже Отождествленный с Блюзом западного побережья), Джонни Уинтер и Альберт Коллинз.

Сегодня другие, такие как The Fabulous Thunderbirds (бывш. группа Джимми Воана) и Anson Funderburgh and The Rockets, излучают энергию, но с немного большим количеством релаксации. Эти люди превратили Техасский звук в один из изысканных стилей. Они продолжают традицию, но также имеют свою собственную изюминку, которую прикладывают к общему торту.

Блюз Западного Побережья

Блюз Западного побережья имеет репутацию утонченного и джазового. Этот стиль имеет примесь Техасского блюза и оттенок Канзас-Сити блюза.

Вероятно, Джамп-блюз был бы основным стилем, связанным со звучанием Западного побережья, но и это не единственный стиль. Если бы Вы сказали, что Ти-Боун Уокер играет только Джамп-блюз, вы бы ошиблись. Но он является ведущим составителем и главным именем, упоминающимся вместе со стилем. И он был из Техаса, если это вам о чем-нибудь говорит.

Как и многое из того, что мы ассоциируем с Калифорнией, звучание Западного побережья, вероятно, было принесено откуда-то еще. Оно эволюционировало, чтобы быть своим собственным, граничащим с джазом, стилем. Но всегда оставалось гладким звучанием. Духовые и фортепиано также доминируют в звуке наряду с плавными, заводными ритмами. И в нем всегда присутствуют джазовые гитарные аккорды.

Другие имена, связанные с этим звуком - Чарльз Браун (он тоже был родом из Техаса) и Род Пьяцца и The Mighty Flyers, Перси Мэйфилд, Пи-Ви Крейтон и Лоуэлл Фулсом.

Пьемонт Блюз

На самом деле стиль Кантри-блюза, который был очень ранней формой сельского блюза, Пьемонтский Блюз в первую очередь ассоциируется со стилем игры на гитаре, который был совершенно уникален для пьемонтского района Восточного побережья.

Фактически он пришел из традиции регтайма, а техника гитарного перебора, возможно, пришла из игры на банджо и стилистики фортепиано.

Слепой Блейк и преподобный Гэри Дэвис - самые известные из исполнителей. Но многие гитаристы вышли из стиля регтайм игры на гитаре. К ним относятся Джош Уайт, слепой Бой Фуллер, Пинк Андерсон. А сегодня - Рой Букбиндер.

Ладно, вот и все... вроде того
Это основные стили блюза. Конечно, можно определить множество промежуточных стилей, и некоторые утверждают, что существуют различные стили в Канаде, Нью-Йорке и “горной стране Миссисипи".”

www.bluesguitarinsider.com

TPL_BACKTOTOP