Если говорить о современном периоде развития такого музыкального направления как ритм-энд-блюз, то его можно охарактеризовать как «нео соул». Об этом направлении принято говорить как о ретроспективном. Во многом это обусловлено тем, что нео соул относит слушателя к винтажному звучанию классического соула шестидесятых-семидесятых годов прошлого столетия.
К родоначальникам этого музыкального течения стоит отнести известную группу The Fugges. Это именно в их творчестве наметилась тенденция против традиционного ритм-энд-блюза середины девяностых годов. Кроме классического звучания музыки в стиле «соул», в neo-soul активно использовались элементы альтернативного хип-хопа, джаза, фанка, фьжна и даже элементы классической музыки.
Еще не так давно neo-soul находился далеко позади многих музыкальных стилей, которые были более успешны с коммерческой точки зрения. Музыкальные композиции, исполненные в этих стилях, возглавляли все популярные чарты мировой музыки. Однако по второй половине двухтысячных годов, исполнители neo-soul стали постепенно выбираться из тени, завоевывая поклонников по всему миру. Сегодня этот музыкальный стиль пользуется большой популярностью, музыка neo-soul звучит повсюду.
Музыканты, играющие нео соул, не только следуют классическим традициям устоявшегося соула, но и работают над тем, чтобы раздвинуть его рамки. Проникновенные песни о любви гармонично и смело сочетаются с новыми техническими наработками в области музыки в стиле «электро».
Некоторые музыканты, которые дали второе дыхание стилю, на глазах меломанов всего мира становятся популярными и любимыми. В этом свете нельзя не отметить таких звезд neo-soul как Майера Хоуторна или Фрэнка Оушена. Некоторые исполнители остаются в авангарде, они продолжают экспериментировать, используя для этого традиционное звучание соул с глитчем, электро, IDM. Здесь уместно будет упомянуть о проекте How to Dress Well, Майкле Факеше и других.