Еще в доисторическую эпоху человек изобрел такой музыкальный инструмент как кена. Этот духовой инструмент представляет собой продольную флейту, в которой не предусмотрено свисткового устройства. Инструмент открыт с двух сторон и имеет семь отверстий, одно из отверстий располагается на противоположной стороне. Самое широкое распространение кена получила в Перу, ведь именно там она впервые появилась. Но этот музыкальный инструмент довольно распространен во многих других странах мира.
Самым лучшим материалом для изготовления кены является тростник, однако встречаются инструменты, выполненные из тыквы, кости пеликана, ламы, из дерева, глины, пластика и большой берцовой кости человека. Стоит заметить, что сегодня кены из человеческих костей не делают, ведь это не рядовая операция по контурной пластике губ, но инструменты, сделанные из этого кости человека археологи находили во время раскопок.
Такое многообразие материалов для изготовления кены обусловлено тем фактом, что все эти материалы были трубчатыми. Но при этом этот фактор не является основным. У древних людей было мало времени, чтобы проводить эксперименты с материалами для инструментов, с помощью которых можно было извлекать музыкальные звуки. Стоит отметить, что при всем уважении к кену как к музыкальному инструменту, каковым он является в настоящее время, этот инструмент нельзя до конца считать музыкальным. Для древних людей окружающий мир был загадочен.
Кена стала для древних людей неким магическим инструментом, предметом ритуальным и культовым. Материал, из которого изготавливался инструмент подбирался в соответствии с назначением инструмента. Кена была помощником для людей на отдыхе, на охоте, во время проведения магических обрядов, становясь связующим звеном между людьми и природой.
Устройство кена практически ничуть не изменилось, инструмент прост и совершеннее в своем проявление, а любые попытки усовершенствовать инструмент его только испортят.