pianoПервое фортепиано появилось в 1709 году. Его изобретателем стал Бартоломео Кристофори. Он был итальянцем, который занимался музыкальными инструментами, принадлежавшими семейству Медичи. Название, которое он дал этому инструменту, в переводе означало «играющий громко и нежно клавишный инструмент». В оригинале оно звучало как "gravicembalo col piano e forte". Именно в результате сокращения этого названия появилось известное всем нам слово фортепиано. По прошествии некоторого времени и французу Жану Мариусу (1716 г.) и учителю музыки из Германии Кристофору Готлибу Шретеру (1717 г.) удалось повторить процесс создания этого инструмента. Кристофори создал устройство, которое было очень простым по своему составу или наполнению. Впрочем, как и по своему использованию. В его состав входили специальный вращатель, клавиша и войлочный молоточек.  Это фортепиано не имело ни педалей, ни демпферов. Вибрация, производимая этим инструментом, не была похожа на ту, которой были известны клавикорд или клавесин. Её вызывал удар молотка по струне, который, в свою очередь, вызывался человеком, нажимавшим на клавиши. Также не происходило глушения вибрации, потому что молоточек мог идти назад благодаря специальному возвращателю. В дальнейшем возникла необходимость исполнять быстро повторяющиеся ноты и трели. Поэтому появилась двойная репетиция. Благодаря ей, молоточек мог опускаться на половину.

Динамический диапазон и способность резонировать являются самыми замечательными свойствами фортепиано. У фортепиано, изобретённом Кристофори, рама была сделана из дерева. Лишь по прошествии некоторого времени она стала стальной. После чего, в соединении с деревянным корпусом, она сделала возможным на форте почти колокольное звучание. Помимо всего прочего, у фортепиано имеется целый ряд отличительных особенностей, свойственных только этому инструменту и делающих его выдающимся по сравнению со своими предшественниками. Можно назвать, например, такие свойства, как: постепенно или внезапно менять динамику, создавать диминуэндо или крещендо, играть громко или тихо.

Эпоха барокко уступала своё место эпохе классицизма, когда фортепиано смогло в полной мере о себе заявить. Это был период с двадцать пятого по семьдесят пятый год восемнадцатого века. Этот инструмент стал одним из самых популярных. Он использовался как на концертных выступлениях, так и в домашнем музицировании. Именно в это время появились произведения Моцарта и Клементи, определившие свой жанр как сонаты. И фортепиано являлось для исполнения этого жанра самым подходящим инструментом.

Оркестры и ансамбли также подвергли свой репертуар значительным изменениям в связи с появлением этого инструмента. В период классицизма появился новый жанр, известный под названием концерта с оркестром для фортепиано, ставший весьма и весьма популярным. Достаточно продолжительное время клавесин редко выступал в роли солирующего инструмента, чаще всего оставаясь аккомпанирующим. В концертных залах Европы, куда можно сейчас купить авиабилеты дешево, фортепиано смог занять одно из лидирующих положений благодаря своим динамическим возможностям. Именно они позволили ему встать в ряд сольных инструментов. Вроде тубы или скрипки.

Появление фортепиано вообще в истории искусства стало поворотным моментом, с этим нельзя не согласиться. Европейская музыка, ставшая важной частью нашей культуры, претерпела значительные изменения в самом своём характере. Практически все композиторы, ставшие знаменитыми, писали музыку для исполнения этим инструментом. Именно благодаря этому они и стали известными. Невозможно найти ни одного музыканта, у которого бы не имелось фортепиано. Этот инструмент своим существованием оказывает на наше общество огромное влияние. И ещё не скоро настанут времена, когда мы забудем о нём.