Контрабас очень редко использовался для сольного исполнения, оставаясь чаще всего инструментом в ансамбле. На протяжении достаточно долго времени это ограничивало возможности использования данного музыкального инструмента. Для него не сочинялось концертов до самого восемнадцатого века, когда свои новаторские симфонии, исполнявшиеся на контрабасе соло, добавил Гайдн. Как и уроки вождения, уроки игры на контрабасе преподавались в индивидуальном порядке. Оркестр принца Эстерхэз тогда приобрёл нового исполнителя, виртуозно обращавшегося с этим инструментом. Чтобы им похвастаться, Гайдн и написал свои симфонии.
Эти симфонии были не очень широко известны, поэтому нового всплеска интереса к контрабасу не произошло. Но произошло невероятное совпадение, благодаря которому сразу несколько немецкоговорящих композиторов, таких, как Диттерсдорф, Ванхал и Хоффмейстер, создали целую серию из 28 концертов с использованием контрабаса. Но даже этого не хватило, чтобы настала эпоха контрабасов. К сожалению, путешествия данных композиторов в неизведанные земли этого музыкального инструмента, оставались пока единственными.
Ария для баса и контрабаса под названием ''Per questa bella mano' стала единственной причудой, которую Моцарт написал для этого инструмента, хотя он был известен своими произведениями для всех видов инструментов. Но в девятнадцатом столетии, наконец, в развитии музыкальных инструментов произошёл настоящий взрыв, который породил увеличение интереса как к самим исполнителям, так и к тому, что они используют. На этот раз контрабас не был забыт, прогресс добрался и до него. Итальянский музыкант Доменико Драгонетти (1763-1846 г.) являлся в то время самым известным исполнителем на контрабасе, был настоящим чемпионом.
Девятнадцатое и двадцатое столетия стали временем, когда игра на контрабасе была расширена самыми разнообразными исполнителями и педагогами. Можно назвать такие известные имена, как, например, Джозеф Эрдб, Эдуард Нанни, Эдуард Маденский, Итало Каймми, Лебрехт Годеске, Густав Ласка, Франц Зимамдл. Кроме того, невозможно не упомянуть и Сергея Куссевицкого. В Бостонской Симфонии он смог стать выдающимся дирижёром. Эти композиторы оставили после себя множество самых разнообразных этюдов, методов, партий и концертов с использованием контрабаса. Стоит отметить, что в джазе контрабас играл немаловажную роль. Нельзя сказать, что в наше время этот инструмент пользуется большой популярностью, но и у него находятся свои виртуозы, простые исполнители и любители того звучания, что делает контрабас особенным.