Простое произведение в стиле барокко, якобы написанное в XVIII веке малоизвестным венецианским композитором, продолжает жить как одно из самых популярных, адаптируемых и узнаваемых произведений классической музыки. Творение, которое можно найти в эмоционально окрашенных музыкальных композициях фильмов, и которое транслируется всеми от Doors до Ингви Мальмстина и Лары Фабиан впечатляет. Но история "Адажио Альбинони" намного сложнее. Фактически, это, пожалуй, самое крупное мошенничество в истории музыки.
Старший сын богатого торговца бумагой Томазо Джованни Альбинони родился в Венеции в 1671 году. В 1694 году молодой Томазо проявил свои таланты в качестве певца и альтиста и в конце концов обратил их на сочинение музыки, создав как свою первую оперу, так и сборник инструментальной музыки. После кончины своего отца в 1709 году Альбинони, называвший себя «любителем Венето», смог стать профессиональным музыкантом и композитором, создавая оперные и инструментальные композиции до своей смерти в 1751 году. Так как его оперы никогда не публиковались, он достиг популярности за счет своих 99 сонат, 59 концертов и 9 симфоний, которые в то время выгодно отличались от произведений его современников Корелли и Вивальди.
После его кончины большая часть неопубликованной музыки Альбинони попала в Саксонскую государственную библиотеку в Дрездене, где она хранилась до того, как была почти полностью уничтожена во время бомбардировок союзниками зимой 1945 года.
В том же году миланский музыковед Ремо Джазотто намеревался написать биографию Альбинони и каталогизировать его оставшиеся работы, используя то, что осталось в архивах Дрездена. Вскоре Джазотто опубликовал свою книгу «Musico di Violino Dilettante Veneto» и это, вероятно, должно было стать последней его работой.
Однако четыре года спустя Джазотто снова появился в культурной среде, заявив, что он восстановил часть неопубликованной музыки Альбинони из Саксонской государственной библиотеки: фрагмент рукописи, вероятно, из медленной части трио-сонаты или церковной сонаты соль минор, возможно как часть его четвертого сборника (1708 г.), который состоял только из бассо континуо и шести тактов мелодии.
В 1958 году Джазотто написал и опубликовал под своим собственным именем, с ласковым названием «Адажио соль минор для струнных и органа на тему Две тематические идеи и фигурный бас Томазо Альбинони». Он заявил, что такое название, это ничто иное, как дань уважения Альбинони.
Отличаясь своей нисходящей базовой линией и навязчивой мелодией, "Адажио Альбинони", как его стали называть, быстро завоевал популярность у склонных к барокко поп-музыкантов и кураторов музыки к кино, которых привлекала простая линия мелодии и минорная тональность. Впервые появившись в качестве основной темы в фильме Алена Рене «L'annee derniere a Marienbad» 1961 года, Адажио стало очень популярным. Как отмечает Лейн, после этого оно стало звучать во множестве разнообразных фильмов, рекламных роликов и телевизионных программ.
Примечательно, что в отличие от других повсеместно распространенных классических произведений, "Адажио соль минор" по-прежнему сохраняет свои авторские права, несмотря на первоначальное заявление Джазотто о совместном авторстве. Позже вероятно предполагая, что это может отразится на его доходах, Джазотто отказался от своей истории, указав только себя как автора произведения. (Он умер в 1998 году, что означает, что "Адажио соль минор" не станет общественным достоянием до 2048 года или 2068 года в Европе). По сей день фрагмент Альбинони не был найден, и никаких официальных записей о его наличии в коллекции Саксонской государственной библиотеки не обнаружено.
Имея это в виду, возможно, стоит поддержать призыв Энтони Лейна к изменению названия произведения. Не следует ли именовать "Адажио соль минор Альбинони" как простое "Адажио соль минор"?