Жизнь Луи Армстронга окутана таким ореолом субъективности, что по сей день его личность как исполнителя и музыканта остаётся одной из самых противоречивых на культурном олимпе. Наши ценители не смогли в своё время насладиться его голосом в живом звучании: советский Госконцерт дважды отклонял его предложения приехать, заменяя их вызовом циркачей или ледовым балетом. Это, конечно, стимулировало москвичей приобретать билеты в цирк на цветном бульваре, но настоящие отечественные ценители джаза так и не смогли побывать на его концертах.
Чем так противоречива личность Луи Армстронга
Одни считают, что Луи Армстронг бездарно потратил свой талант, практически никакого особого следа в музыке не оставив. Другие утверждают, что именно благодаря этому темнокожему трубачу джаз стал особым пластом мировой культуры, каковым его считают сейчас все без исключения. Из музыки для избранных джаз превратился в настоящего мужчину, сумевшего, по словам писателя Уильяма Фолкнера, не просто выстоять, но и выйти победителем из схватки.
Можно назвать как минимум три причины, по которым Луи стал всеобщим любимцем мировой публики:
- Созданный им духовой оркестр (сначала «Горячая пятёрка», затем «Горячая семёрка») сумел поднять дворовую музыку до уровня настоящего импровизационного искусства. Личность Солиста при этом стала главной.
- Голос Армстронга, который, со всей его хрипотцой, нешлифованностью, хрипами и рыками, назвать камерным просто рука не поднимется, — именно его голос смог убедить многих, что для того, чтобы поведать слушателям о чём-то важном, необязательно обладать оперным талантом. Луи одинаково талантливо исполнял и шутовские песни негритянских кварталов, и гимны из Евангелия.
- Пожалуй, можно согласиться, что, не будь Армстронга, не состоялось бы и рождение рок-н-ролла. Ведь и в этом, и в любом ином течении музыки без авторского исполнения любая вещь превращается в обыкновенную попсу.
Так или иначе, интерес к творчеству Луи Армстронга со временем не ослабевает. Сегодня у него по-прежнему много поклонников как среди представителей старшего поколения, так и из числа молодёжи, увлекающейся джазом.