Наступили Средние Века. Античность ушла в прошлое и пришла новая музыка. Музыка нового типа- феодальная, объединяющая в себе как деятельность профессиональных музыкантов, так и музицирование любителей, так и народную музыку, далее именуемую фольклор. Особенностью музыкального искусства Средневековья являлось уникальное сочетание музыки церковной с народной (фольклор) и с бытовой, которую смело можно назвать популярной.
Церковная, иначе именуемая григорианская, музыка, захватывает основные позиции. Григорианская музыка получила свое наименование от имени папы Григория I Великого (папа Римский на рубеже 6-7 вв. ). Он считается автором большей части музыки католичекого обряда. Скорей всего, это неправда.
Вряд ли папа творил сам, мы имеем возможность слушать произведения неизвестных авторов, пользующихся покровительством папы. Но их музыкой мы до сих пор наслаждаемся до сих пор, хотя и называем ее григорианской. Слава безвестным творцам! Григорианская музыка сформировалась на территории Западной Европы как следствие развития католической духовной музыки.
Новые веяния в музыкальном искусстве не могли обойтись без изменений в музыкальной технике. Появились новые, неизвестные для европейцев Средневековья инструменты, виола, лютня. Появляется новое и в организации деятельности музыкантов. Появились ансамбли. А что это такое? Это временное объединение артистов разной квалификации, жанров. Одновременно формируется эталон, т. е. правила музыкального исполнения. Они основаны на математической гармонии, идущей от Пифагора и каноничности, т. е. идущих издавна закономерностях.
А ведь была и другая музыка, светская, трубадурская. Около тысячи имен трубадуров дошли до нашего времени. Все они были представителями разных сословий ( рыцари и горожане), но пользовались они покровительством знати: сеньоров Тулузы. Марселя, Аквитании. Юг Франции, Прованс, в X- XII вв. был для трубадуров « местом обетованным». Главное содержание трубадурской поэзии- это любовь к прекрасной даме, причем любовь целомудренная без эротических аспектов. Многие исследователи считают что на творчество трубадуров значительное влияние оказала исламская поэзия Испании. Может именно этим объясняется причина преследования трубадуров со стороны римской католической церкви? После крестовых походов на юг Франции в 11-13 вв. церковная музыка окончательно вытеснила трубадурскую, светскую музыку. Последняя безусловно осталась, но как бы сейчас сказали, в андеграунде. Но наступила эпоха Возрождения…Музыка обрела другой характер. Но это уже другая история…