Печать
Просмотров: 1064

Музыка занимает особое место в истории культуры и искусства человечества. Это область человеческого творчества, которая существует на грани материального и духовного мира, является одновременно и осязаемой, и неосязаемой. Музыка также является сферой, где встречаются интересы многих наук: философии, эстетики, этики, истории, математики, что также подтверждает многогранность и глубину этого феномена. Не так часто музыка становится предметом интереса лингвистики, однако именно язык даёт возможность увидеть, какое место занимает музыка в человеческом сознании и какими качествами обладает.

Объектом данного исследования стали афористические высказывания о музыке (около 150 единиц). Такие мини-тексты, на наш взгляд, фиксируют авторские представления о музыке в концентрированной, сжатой форме. Образность афоризмов, в свою очередь, высвечивает наиболее яркие, узловые черты описываемого феномена.

Будучи искусством, музыка чаще предстаёт как высшая, наиболее тонкая его форма: величие искусства яснее всего проявляется в музыке; любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой. Нередко использование превосходной степени при определении музыки: музыка – высшее в мире искусство; самое человечное и распространённое искусство; самое древнее искусство; глубже всех захватывающее; наиболее глубокое движение души. Интересно, что в афоризмах музыка чаще соотносится с ограниченным числом других искусств – это скульптура, архитектура, позия. Если сходство с поэзией у музыки явные – в ритме, звуковом выражении, то с архитектурой и скульптурой соперничает погода в Житомире где она представляется более глубоким.

Заметим, что в нескольких высказываниях отмечается способность музыки к выполнению коммуникативных функций: это истинная всеобщая человеческая речь; универсальный язык человечества; музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе; язык чувств. Действительно, музыка, используя в большей степени одинаковую систему материальных знаков, имеет дело с чувствами – тем, что знакомо всем людям. В некоторых высказываниях просвечивается идея не только универсальности музыки как языка, но и её исключительности, например: только благодаря тебе [музыке] могут сердца послать друг другу отклик из своих тюрем.

Ещё древние философы обращали внимание на особое воздействие музыки на чувства человека, его духовную природу. Более современные афоризмы также фиксируют эту особую силу: облагораживающий, воспитательный фактор; лучшее утешение; музыка должна высекать огонь из души; оживляет сердце. Более того, музыка способна фиксировать чувства: музыка – стенография чувств.

Музыка властвует не только в области чувств – она связывается и с воздействием на мышление человека, т.е. на интеллектуальную деятельность: музыка побуждает нас красноречиво мыслить; занимает место между мыслью и явлением; могучий источник мысли; воплощает мысль; посредница между жизнью ума и жизнью чувств; разум, воплощённый в прекрасных звуках. Заметим, однако, что в корпусе афоризмов нашлось и противоположное высказывание: музыка ничего не говорит разуму, это идеально структурированная бессмыслица.

Многие высказывания словно расшифровывают слова Платона о том, что «музыку можно назвать воплощением всего прекрасного и возвышенного»: Бог дал нам музыку, чтобы мы влеклись ею ввысь; музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе.

В ходе исследования мы также обратили внимание на глаголы, которые употребляются с существительным музыка и которые являются неотъемлемой частью нашего представления о ней как об активном начале: она воодушевляет, снабжает душу крыльями; вымывает пыль из души; смягчает душу; сплачивает людей. Такие определения, как «музыка – это узор звуков; поэзия; архитектура», высвечивают гармонию её организации.

Данное исследование показывает, что музыка в афористических высказываниях представлена, прежде всего, как созидательная сила, не только воплощающая чувства и мысли человека, но и воздействующая на них, сила, имеющая влияние на духовную природу. Музыка также характеризуется как тонкое возвышающее начало, обладающее стройностью и гармонией.