РОК-МУЗЫКА тип современной поп-музыки, ведущий свое происхождение от песенно-танцевальных жанров негритянского городского фольклора 1920-30-х гг., ритм-энд-блюза и рок-н-ролла. Важными характеристиками рок-музыки являются ее социальные функции, формы бытования (от любительских групп до профессиональных коллективов), техническое оснащение (применение электрического и электронного усиления и преобразования звука), экспрессия вокального и инструментального интонирования. С музыкальной стороны наиболее характерными ее признаками можно считать наличие в ней трансформированных элементов блюза в сочетании со специфической ритмикой.

Рок-музыка сформировалась в Великобритании и США на рубеже 1950-60-х годов. С момента своего появления рок-музыка нередко становилась компонентом молодежной культуры, выражая свойственный ей нонконформистский пафос. Вместе с тем значительная часть рок-музыки находится в рамках «массовой культуры». Рок-музыка представляет собой сложный конгломерат течений, выделившихся по музыкальным и внемузыкальным признакам: принадлежности к определенным социально-культурным движениям (например, психоделический рок, панк-рок), возрастной ориентированности (рок для подростков, для взрослых), динамической интенсивности (тяжелый рок), технической оснащенности (электронный рок), взаимодействию с теми или иными музыкальными традициями и стилями (барокко-рок, джаз-рок, фолк-рок и др.), месту в системе художественной культуры (рок-авангард, поп-рок). Это направление сразу стало популярным. Эмоциональность и полная самоотдача на сцене завоевала публику. Рок-н-ролл оказался тем самым средством, которое объединило чёрных и белых подростков, одним мощным залпом смело расовые предрассудки. Два чернокожих идола молодёжи 50-х – Литтл Ричард и Чак Берри – друзья и звезды - каждым сценическим жестом, каждым звуком своих песен выражали отказ повиноваться традиционному расистскому: «Поди-ка сюда, бой». Этот отказ, безусловно, принимали слушавшие их белые мальчики. Эта музыка была их общей тайной. Главной победой того времени стало слияние двух культур: белой и чёрной. Это был яркий, праздничный, слегка сумасбродный союз, для которого, казалось, ничего не осталось невозможного. В новой музыке воплотилась мечта о единении и равенстве, гармонии и терпимости.

Судьба Русского рока была очень сложной. В процессе формирования доктрины «советского рока», заметно отличавшегося от англо-американского варианта, стержнем жанра становилось СЛОВО, а не ритм. Особенно ярко это проявилось в 80-е годы, когда происходит сближение и, в конце концов, интеграция роковой и бардовской традиций. Причины и следствия этого процесса, благодаря которому русский рок обрёл своё неповторимое лицо – тема для специального обстоятельного разговора. Предметами настоящего отечественного рока стали звёзды нашей поэзии: В. Высоцкий, А. Башлачёв, А. Романов, В. Шумов и многие другие. Не удивительно, что вплоть до середины 80-х эта музыка была отделена от государства (в то время как официальным суррогатом рока были так называемые ВИА). Но даже после признания этой культуры многие коллективы остались в андеграунде (подполье), предпочитая безденежье посягательствам цензуры. Россия до сих пор остается, пожалуй, единственной страной в мире, где к року по-прежнему относятся очень серьёзно. И даже наряду с этим пережитки стереотипных понятий дают о себе знать, и находятся те, кто напрямую утверждают, что рокеры это «потные, волосатые, грубые мужики, представляющие социальную угрозу». В США эту иллюзию давно уничтожили. Например, панк считается молодёжным направлением, именно в прогрессивных (в интеллектуальном смысле) тусовках. И если в 60-х – 70-х годах жизнь молодёжи проистекала в русле «секс-наркотики-рок-н-ролл», то сейчас культура переживает новое рождение, и люди тянутся больше к здоровой жизни. Каждый понимает: наркотики и алкоголь это не выход, а лишь добровольный путь к деградации.

***

Так что же представляют собой современные неформальные тусовки? У этой субкультуры существует множество разнообразнейших ответвлений. Но мы выделим тот круг, который имеет непосредственное отношение к этому проекту. Это металлисты и панки.

Металлисты – самая массовая фракция неформальной сферы молодёжи. Их единственная «идеология» - музыка хэви-металл (тяжёлый металл). Однако не надо думать, что они стольже агрессивны, как и их кумиры на сцене. В большинстве своём это безобидные люди: ходят на концерты, очень любят музыку и с большим азартом торгуются и обмениваются всяческими металлическими реликвиями: майками, значками, журналами, дисками любимых исполнителей, браслетами.

Панки – в большинстве это студенты и старшеклассники. Формально, их «идейной платформой» является анархизм, хотя на деле их это мало интересует и они скорей просто любят пошуметь, и навести лёгкий шок на окружающих. Но это то, что касается любителей. Музыканты же, играющие в стиле «панк» настроены более серьёзно. Сейчас можно говорить о демократизации «панка». И многие молодые группы протестуют против социальных проблем, пороков общества, затрагивается межнациональный вопрос. Это бескомпромиссная культура и требует к себе интеллектуального подхода. В качестве примера нам бы хотелось привести высказывание влиятельного и уважаемого редактора журнала «Rolling Stone»: «если бы государство поддержало хотя бы немного «неформатную» молодёжную прессу и дало бы для «неформатного» вещания хотя бы одну FM-радиостанцию с вещанием по всей стране, то оно бы выиграло в перспективе нескольких лет, хотя бы за счёт того, что этим бы ограничило дегенератизирующее влияние шоу-бизнеса. Даже для тех, в чьих глазах достоинства современной «андеграундной» культуры далеко не бесспорны, должно теперь уже стать очевидным, что это, в любом случае, лучше культуры МТV и что ничего сколько-нибудь другого, но конкурентоспособного в нашей стране сейчас нет. Молодёжная «неформатная» или «андеграундная» культура, несмотря на весь свой эпатажный характер и наличествующие в ней всевозможные крайности, всё-таки по-настоящему хороша, а не просто «меньшее зло» в сравнении с МТV. Она хороша как минимум тем, что она добросовестна: она состоит из настоящих попыток найти ответы на настоящие вопросы. Это бывает, в каком-то смысле даже важнее, чем сами ответы».

Очень интересны, также, статистические высказывания Отца Сергия (священника Ставропольского края): «Сейчас ситуация такова, что практически каждый третий батюшка играл или играет в рок-группе и поддерживает эту культуру, считая её на данной стадии развития неким спасением, стремлением к совершенству».

***

Рок являлся, как уже было сказано, достоянием общенародным. И это не мало важно. В трёх своих видах (рок-музыка, рок-поэзия, рок-театр) он был творческим объектом команд по всему СССР (от Калининграда до Владивостока, не исключая и азиатские республики: Узбекистан – «Ялла», «Анор»; Казахстан – «Алмаата-студия» и многие другие).

Как и во многих городах нашей страны, рок-группы Самарской области занимались своим творчеством, имели свои индивидуальные идеи и, собственно, свою историю.

Первая группа появилась в 1967 году и называлась «Колокольчик». На концертах играли рок-н-ролл и песни из репертуара группы «Биттлз». Так в Самаре зародилось неформальное течение, организовывались вечера, концерты. Появлялись всё новые и новые коллективы: «Витязи», «Рифы», «Час пик»… Приезжали в Самару, находясь в гастрольном турне такие группы как: «Центр», «Наутилус Помпилиус» и другие. К концу 1988-го года наиболее интересными в выдвижении новых идей в роке были группы «Седьмая ступень», «К-2», «Перекрёсток». Состоялся первый крупнейший Куйбышевский фестиваль. На данный момент Самара по-прежнему является музыкальным центром области. Здесь развиваются различные музыкальные течения: рэп, хард-кор, металл, панк и т. д. Сейчас становится доступным приобретение музыкальной аппаратуры, инструментов. Появилась разветвлённая сеть специализированных магазинов. Открыто большое количество студий звукозаписи. Это большой плюс. Но негативная сторона как раз состоит в том, что из-за высоких расценок предоставляемых той или иной студией услуг, многие начинающие команды не могут позволить себе записать свои композиции. В этом и есть главная проблема: где можно сделать качественную запись и с наименьшими материальными затратами? Ещё один аспект: для многих групп, находящихся в глубине области, одна только стоимость проезда до Самары превышает стоимость записи. Это тоже не маловажно. А студий больше нигде нет. Накапливаясь, все эти проблемы заводят молодую группу в тупик.

На данный момент мы поддерживаем связь с командами из Кротовки («Акеан», «А» - это не ошибка) и Кинель-Черкасс («Поветрие»). С ними мы проводили совместные фестивали. Это молодые группы – каждой по 2 года. Но если в Кинель-Черкассах «Поветрие» смогли найти помощь и им выделили достойное помещение и даже закупили звукоизоляционный материал, то в Кротовке ребятам приходится терпеть большие неудачи, связанные с неимением репетиционной базы и хороших инструментов. И, даже не смотря на это, у музыкантов есть огромное стремление продолжать свою деятельность, несмотря на трудности.

***

Теперь немного о культурной жизни нашего города. В Похвистнево существует 2 основных течения: рэп- и рок-культура. С недавнего времени начала активно развиваться вторая. Мы положительно относимся к любому творческому стремлению, энтузиазму, к людям, борющимся за здоровый образ жизни. До этого были некоторые попытки, но к чему-то действительно серьёзному они не приводили. Люди брались за дело, но после бросали или уезжали из города. И сейчас, по нашему мнению, культура города находится на недостаточно высоком уровне. Связано это и с тем, что многие просто не хотят преодолевать трудности, и предпочитают без дела бродить по улице. С такими людьми мы сталкиваемся довольно часто. Отсюда вытекает следствие – культурная жизнь Похвистнево протекает в одном направлении и с этим надо бороться. Правда, нельзя не отметить то обстоятельство, что за прошлый год городской Дворец Культуры посетили две рок-группы: «Поветрие» и «Alter Ego’s». Они привнесли в культурную жизнь города новые веяния. В середине декабря 2005 года после выступления второй команды

(из Самары) мы познакомились с музыкантами. Нам, в качестве представителей города Похвистнево, предлагалось выступить на фестивале молодых исполнителей. Были оставлены контактные телефоны. Также предлагалась помощь в организации выступлений за пределами Самарской области.

 

***

И теперь подробней о группах, появившихся в городе за 2004 – 2005 г.

*Группа «Портвейн». Образовалась в январе 2004 года. Сначала репетировали в Детской Школе Искусств, затем в Средней школе №3, а позже в клубе села Ибряйкино, где играет и по сей день. Состав:

- Иванов Сергей – гитара, вокал;

- Абросимов Сергей – бас-гитара, бэк-вокал;

- Санков Андрей – ударные.

Накоплен огромный творческий материал. Тексты песен пишут все участники коллектива. Первое выступление прошло 25 июля 2005 года в с. Кротовка на фестивале, посвящённому Дню молодёжи. В настоящее время группа занимается поиском новой репетиционной базы, а также ищет человека, готового стать менеджером коллектива.

*Группа «Ядерщики». Образовалась сравнительно недавно, летом 2005 года. Вплоть до конца лета репетировали в гараже, позже, осенью в МОУ ДОДМУ «Юность». Состав:

- Павел Резник – лидер-гитара, вокал;

- Садыков Андрей – бас-гитара;

- Гирич Илья – соло-гитара;

- Потапов Пётр – ударные.

Группа очень перспективна в творчестве. Новые песни это большие шаги. Очень достойная словесная и музыкальная тематика, по истине способная поконкурировать со многими даже известными группами. Очень чётко выражена индивидуальность, своеобразие, что очень ценится в музыкальном коллективе.

 

Сейчас команды «Портвейн» и «Ядерщики» объединяют свои усилия. В планах – совместная деятельность. Очень важным для нас является полная отдача своей работе над песнями, к ним подход очень серьёзный. Движущей силой является идея возрождения «живой музыки», поднятие культуры.

Новый год – новые планы. Мы хотим развиваться в своём творчестве и не собираемся стоять на месте. Но для этого необходима надёжная основа, которая для нас заключается в наличии постоянной репетиционной базы и качественной аппаратуре. С созданием небольшой студии звукозаписи решилась бы половина наших проблем. И эта студия не требует оснащения по последнему слову техники, достаточно самого необходимого оборудования, с которым можно сделать более менее качественную запись.

Список необходимой аппаратуры:

- Две тройные розетки;

- Два электрофильтра (длина провода 5 метров); 450р

- Медный двухжильный проводник около 15 – 20 метров;

- Удлинитель с тройником (2 шт., длина провода около 10 метров);

- Усилители напряжения мощности (1-2 шт., по 350 Ватт); 2000р

- Микшеры 10-и и более-канальные (1-2 шт.); ок.3000р

- Микрофоны (5 шт.); по 500р прибл. (2500р)

- Стойки микрофонные (5 шт.); ок.5000р

- Электрогитары (2 шт.); по 4500р

- Бас-гитара; ок.5000р

- Подставки и чехлы для гитар;

- Комплекты струн (20 комплектов на электрогитары, 5 комплектов на бас-гитару);

- Медиаторы (по 10 шт. на каждую гитару)

- Блок эффектов (1 шт.); 3000р

- Шнуры (18 шт.) по 7 – 10 метров;

- Колонки (4 – 6 шт. по 350 – 400 Ватт) + шнуры 20 метров; ок.6000р

- Звукоизоляционный материал (в зависимости от объёма помещения).

Итого около 36000р (по скромнейшим расчётам)

Back to Top