Список публикаций

Louis Armstrong

 

Joy Tartaglia


Луи Армстронг (Louis Armstrong), одна из знаковых фигур современной музыки, самым непосредственным образом причастен к революционному развитию и популяризации джаза - уникальной американской формы искусства. Его влияние на всю музыку 20 века - как композитора, исполнителя, культурного деятеля - не знает ни географических, ни временных границ. В любой биографической справке, основанной на сухих цифрах, вам сообщат, что он до сих остается актуальным, необыкновенно популярным и любимым артистом. Самый скромный отчет о его вкладе в музыкальную культуру будет обязательно включать такие пункты:

- Армстронг создал собственный стиль исполнения (и как инструменталист, и как вокалист), оказав влияние на всех без исключения джазовых музыкантов;

- он пятьдесят лет подряд записывал песни, которые становились хитами и до сих пор значатся в фаворитах на радио, телевидении и в кино;

- снялся более чем в 30 фильмах, представ талантливым актером с великолепным чувством юмора;

- сочинил десятки композиций, которые признаны классическими джазовыми стандартами;

- давал до 300 концертов в год, объезжая самые отдаленные уголки мира;

- написал две автобиографии, десятки журнальных статей, сотни страниц мемуаров и несколько тысяч писем;

- стал одной из первых мировых звезд в 20 веке.

У этого человека, боготворимого джазовой коммуной и обожаемого миллионами рядовых любителей музыки, было катастрофически трудное детство. Он родился 4 августа 1901 (по другим данным, 4 июля) года в нищенском районе Нового Орлеана, который прозвали «Полем боя», в семье Мэри Энн и Уильяма Армстронгов. Отец, фабричный рабочий, бросил семью вскоре после рождения сына. Раннее детство Луи прошло под опекой бабушки, а когда ему исполнилось пять лет, мальчик поселился вместе с матерью и старшей сестрой Беатрис (домашние называли ее Мама Люси) в маленьком домике на углу улиц Liberty и Perdido. Здесь шестилетний Луи начал давать первые уличные концерты, собрав еще трех мальчишек из бедствующих семей. Семья евреев-старьевщиков, эмигрировавших из России, наняла его в помощники и одолжила денег на его первый корнет (медный духовой инструмент класса трубы). Играть на нем Луи учился, конечно, самостоятельно. В 11 лет школа ему надоела, но уличная жизнь закончилась быстро и совсем невесело: после уличной стрельбы из пистолета в новогоднюю ночь его отправили в исправительную школу для мальчиков. Дирижер школьного ансамбля Питер Дэвис (Peter Davis) дал Луи первые настоящие уроки музыкальной техники и, освоив корнет и горн, Луис вскоре солировал в школьном ансамбле. Летом 1914 года 13-летний Армстронг вышел на свободу.

Рассчитывать он мог по-прежнему только на себя одного. Чтобы прокормить мать и сестру, он разгружал уголь, продавал газеты на улицах, но никогда не оставлял музыку, подыгрывая по случаю в местных группах. Судьба свела его с Джо Оливером (Joe Oliver), одним из лучших трубачей Нового Орлеана, который стал его учителем и наставником. Когда Оливер переехал в Чикаго, Луи занял его место в широко известной группе Kid Ory. К этому времени Армстронг успел обзавестись собственной семьей, в 17 лет женившись на Дэйзи Паркер (Daisy Parker), проститутке из Луизианы.

Перспектива поработать в Чикаго замаячила перед ним весной 1922 года. Все тот же Оливер, которого теперь называли Джо «Кинг» Оливер, предложил своему ученику место второго кларнета в ансамбле Creole Jazz Band. Расставшись с Дэйзи, Армстронг около года успешно играл с Кингом Оливером, прежде чем впервые поучаствовать в настоящей студийной записи в Ричмонде.

В феврале 1924 года музыкант женится во второй раз - на Лил Ардин (Lil Hardin), пианистке Creole Jazz Band. А через полгода, по ее инициативе, переезжает в Нью-Йорк и становится частью Fletcher Henderson Orchestra. Он много и с успехом выступает, активно работает в студии. Записывается с Кларой Смит и Бесси Смит.

В 25-м году Луи Армстронг вернулся в Чикаго и присоединился к ансамблю Dreamland Syncopators. Уже 24-летним музыкантом он начал осваивать трубу, предпочтя ее корнету, и очень скоро стал достаточно заметным и популярным исполнителем, чтобы получить предложение записываться самостоятельно. В ноябре 1925 года Армстронг впервые вошел в студию звукозаписи как сольный исполнитель. Заключив контракт с компанией OKeh Records, он положил начало большой серии записей в сопровождении своих студийных групп, будущих знаменитостей Hot Fives и Hot Sevens. Композиция "Muskrat Ramble", которую Hot Fives записали в 1926 году, попала в десятку самых продаваемых записей Америки.

Прошло чуть больше года с тех пор, как Луи начал профессионально играть на трубе, но его владение инструментом уже вызывает восторг. Полная жизни, его труба звучит свежо и интригующе даже для сегодняшнего искушенного уха. За первым успехом стояли: тромбонист Кид Ори (Kid Ory), кларнетист Джонни Додз (Johnny Dodds), пианистка Лилиан Ардин Армстронг (Lillian Hardin Armstrong) и банджоист Джонни Сент Сир (Johnny St. Cyr). С этим же составом музыкант записал трек "Cornet Chop Suey", примечательный первыми проблесками его импровизаторского гения. Сольные пассажи Армстронга на трубе, полные пауз, спонтанных остановок и стартов, синкопированных звуков, просто гипнотизировали слушателей.

Начав выступать в чикагском Sunset Cafе во главе своей новой группы Louis Armstrong and His Stompers, к началу 27-го года Армстронг превратился в настоящую знаменитость. По правде говоря, он никогда не брал на себя обязанности лидера группы в традиционном смысле слова, зачастую просто добавляя свое имя к собранным им ансамблям. Дебюты Армстронга, всегда как на подбор успешные, продолжались. 25-летний Луи впервые пробует себя как вокалист, и первая же его попытка "Big Butter and Egg Man", дуэт с Мэй Эликс (May Alix), становится очень популярной в музыкальных кругах США.

Следующий чикагский коллектив, которому посчастливилось работать с Армстронгом, - ансамбль под руководством Кэролла Дикерсона (Carroll Dickerson), в который Луи пришел в марте 1928 года на правах солирующей звезды. Уже в мае запись "Hotter than That" значилась в десятке самых продаваемых американских хитов. Созданная летом 28 года композиция "West End Blues" до сих пор остается одной из самых известных ранних джазовых записей, предопределивших лицо джаза, а когда в 50-е годы был основан Зал славы Grammy, песня попала в число первых его "экспонатов". В свое время армстронговское прочтение этой темы, открывающееся сложной сольной интродукцией на трубе, вызвало легкий шок и ознаменовало новую веху в джазе. Под таким же пристальным вниманием джаз-фанов находился с самого начала сингл "Potato Head Blues". Один из прекраснейших в истории джаза сольных пассажей на трубе, исполненный Армстронгом, потрясает воображение и любителей, и профессионалов.

В 1929 году судьба снова приводит Армстронга в Нью-Йорк. Основной его концертной площадкой становится Connie's Inn в Гарлеме, а подыгрывают ему музыканты Carroll Dickerson Orchestra. Новый дебют артиста - бродвейское шоу "Hot Chocolates", в котором он исполняет свой коронный номер "Ain't Misbehavin'". К концу года композиция становится популярным хитом. В начале 1930 года Луи Армстронг пустился в свой первый полномасштабный гастрольный тур, объехав крупнейшие города на западном побережье - Балтимор, Чикаго, Детройт, Питсбург, Вашингтон. Музыкант с успехом выступал во главе Luis Russell Orchestra.

Почти на целый год, начиная с мая 1930-го, его новым пристанищем оказался Cotton Club в Лос-Анджелесе. За это время, среди всех прочих дел, он успел записать композицию "Blue Yodel No. 9" вместе с Джимми Роджерсом (Jimmie Rodgers; "отец кантри") и развестись с Лил Ардин. Там же в Лос-Анджелесе он предстал в новом для себя амплуа, дебютировав в фильме "Ex-Flame", который вышел на экраны в конце 1931 года.

Вскоре его рекординговым патроном становится лейбл Columbia Records, отдающий приоритет поп-музыке. В дискографии Армстронга появляются первые хиты из Тор 5 - "Chinatown, My Chinatown", "You Can Depend on Me" и "Love, You Funny Thing", а затем и сингл номер один - "All of Me".

Вместе со своим новым коллективом Zilner Randolph Orchestra, расквартированным в Чикаго, музыкант несколько месяцев гастролирует по Соединенным Штатам. С тем чтобы почти без пауз пересечь Атлантический океан и объехать с концертами Великобританию. Трехмесячный английский тур, прошедший на ура, перерастает в почти двухгодичный роман музыканта с Европой. Луи с триумфом выступает в Дании, Норвегии, Голландии, Франции. Когда он прибывает в Данию, на вокзале его встречает 10-тысячная толпа. Почти на весь 1934-й год его домом становится Париж. В это время американская публика, лишенная его живых концертов, с лихвой восполняет пробел знакомством с архивными записями. Огромной популярностью пользуются хиты "Sweethearts on Parade", "Body and Soul", "Hobo, You Can't Ride This Train".

В январе 1935 года Америка встретила Луи Армстронга предложением контракта с новообразованным лейблом Decca Records. Первый же релиз, двойной сингл "I'm in the Mood for Love"/"You Are My Lucky Star", попал в горячую десятку хитов. В это же время у музыканта появился новый менеджер, его давний знакомый Джо Глазер (Joe Glaser), который проработает бок о бок с Армстронгом 34 года, до самой своей смерти. Глазер помог трубачу собрать новый биг-бэнд, во главе которого он дебютировал на сцене в Индианаполисе в июле 1935 года. С этого дня в течение нескольких лет его концертные туры становятся регулярными и очень насыщенными.

Параллельно интерес к типажу Армстронга проявляют и кинематографисты. В 1936 году он сыграл роль лидера ансамбля в фильме "Pennies from Heaven" вместе с Бингом Кросби (Bing Crosby), через год снялся в картинах "Artists and Models" и "Everyday's a Holiday".

Одна из лучших работ в карьере музыканта, запись 36 года "Swing That Music", поражала воображение слушателей неслыханными трюками на трубе. Первая автобиография артиста носила такое же название - "Swing That Music", но поразить могла разве что грубым вмешательством издателей, подвергших рукопись нещадному редактированию. Возвращение на бродвейские подмостки ознаменовалось участием в джазовом мюзикле по мотивам шекспировской пьесы "Сон в летнюю ночь". Спектакль недолго продержался в репертуаре, зато надолго задерживались в рейтингах продаж его новые треки. Среди наиболее успешных - "Public Melody Number One" и "When the Saints Go Marching in".

До сих пор вне сферы деятельности Армстронга пребывало только радио, это упущение он и поспешил исправить, взявшись вести программу "Fleischmann's Yeast Show" на национальном радиоканале. Расширение гастрольных маршрутов в 1938 году (Миссисипи, Алабама, Джорджия) совпало с третьей женитьбой - на Альфе Смит (Alpha Smith). Это был самый непродолжительный брак Луи, зато следующий, четвертый, оказался последним и самым счастливым. В конце 1942 года спутницей Армстронга становится Люсиль Уилсон (Lucille Wilson). В купленном ею нью-йоркском доме они прожили почти тридцать лет, до самой смерти музыканта.

В начале 40-х на шоу Луи Армстронга смогли побывать жители Флориды, Южной Каролины, а также Канады. Его фильмография пополнилась картинами "Atlantic City", "Pillow to Post", "New Orleans". А среди его вокальных партнеров появились джазовые примы Билли Холидей (Billie Holiday) и Элла Фитцджеральд (Ella Fitzgerald).

После Второй мировой войны интерес публики к свингу начал постепенно падать. Армстронг распускает свой биг-бэнд и собирает скромный оркестр из семи музыкантов, которому дает такое же скромное название All Stars ("Все звезды"). Первый концерт его септет отыграл в августе 1947 года в Лос-Анджелесе. Одно из выступлений, имевшее огромный успех, состоялось в Symphony Hall и легло в основу пластинки "Satchmo at Symphony Hall" (1947) («Сачмо» - такое прозвище музыкант получил еще в начале своей карьеры). Как сообщает конверт альбома, Армстронгу аккомпанировали: тромбонист Джек Тигарден, кларнетист Барни Бигард, пианист Дик Кэри, басист Арвелл Шоу и барабанщик Биг Сид Карлетт.

В начале 1948-го великий трубач вернулся в Европу, где не выступал с 35 года. С конца 40-х мировые туры, заглядывающие в самые отдаленные уголки, проходят ежегодно. Отметившись на первом международном джазовом фестивале Nice Jazz Festival в 1948 году, Луи посещает с концертами Швейцарию, Италию, Канаду, Колорадо, Гавайи, Германию и Бельгию. В 1951 году артист записал концертный альбом, который издал под своим давнишним прозвищем "Satchmo at Pasadena". Пластинка вошла в десятку самых продаваемых записей, дав жизнь не менее популярному синглу "(When We Are Dancing) I Get Ideas". В качестве би-сайда к синглу была издана знаменитая композиция "A Kiss to Build a Dream On", которая попала в саундтрек к картине "The Strip". Среди его новых киноролей значатся работы в "Glory Alley" и "The Glen Miller Story".

В середине 50-х концертные маршруты Louis Armstrong & the All Stars пролегают через Японию, Австралию, Швецию, Нидерланды, Южную Америку и даже Африку, где его шоу в Аккре собирает более 100 тысяч зрителей. В 1954 году в свет выходит еще одна автобиография артиста "Satchmo: My Life in New Orleans". На этот раз редакторского вмешательства гораздо меньше, зато события в книге ограничиваются 1922 годом.

Когда истек срок действия контракта с Decca Records, менеджер предложил артисту нестандартную схему работы - не связывать себя эксклюзивным контрактом с каким-то определенным лейблом, а вместо этого сотрудничать на договорных условиях с разными рекординговыми компаниями. Последним релизом для Decca оказался диск "Satchmo: A Musical Autobiography".

В 1954 году под лейблом Columbia вышел лонг-плей "Satch Plays Fats" (трибьют Фэтсу Уоллеру (Fats Waller)), финалист американского Тор 10. По тем временам форма трибьют была еще в новинку, но Луи не мог не отдать дань уважения музыканту, оказавшему на него такое мощное влияние. Хотя поработать им пришлось всего дважды - в 25-м и в 29-м году. К записи трех из девяти композиций он привлек музыкантов своего ансамбля All Stars. Через год на Columbia выходит еще одни диск "Louis Armstrong Plays W.C. Handy".

Руководство Verve Records предложило Луи сделать серию совместных записей с неповторимой Эллой Фитцджеральд. Первая пластинка "Ella and Louis" вышла в 56-м. В национальном чарте поп-альбомов она отметилась на 12 строке.

Как и многие чернокожие музыканты, Луи Армстронг не мог оставаться равнодушным к проблеме расизма. В 57-м году, в связи с событиями в Литл-Роке, штат Арканзас (где городские власти запретили смешанные межрасовые школы), он использует каждую возможность, чтобы высказать свое возмущение расовой дискриминацией. В знак протеста против решения муниципалитета Литл-Рока он отменяет свой готовящийся тур в Россию. Но от студийной работы, конечно, не отказывается, записав второй альбом с Эллой Фитцджеральд, затем еще один совместный диск "Louis Armstrong Meets Oscar Peterson", а также альбом "Porgy and Bess". Блестящее выступление на джазовом фестивале в Ньюпорте в 1958 году легло в основу художественного фильма "Jazz on a Summer's Day". В том же году Луи дважды появлялся в программе "Timex Show" на телеканале NBC, дважды оказывался на съемочной площадке, сыграв в новых фильмах "The Five Pennies" вместе с Дэнни Кэем и "The Beat Generation".

Не сбавляющий обороты гастрольный график (Швеция, Дания, Нидерланды, Германия, Италия) в конце концов оказался непосильной нагрузкой для его сердца. В июне 1959 года Армстронг перенес инфаркт, но, ограничившись минимальным сроком госпитализации, вернулся на сцену и продолжил выступления. Уже через полгода он снова объезжает с концертами Африку, колесит по Европе. Фильм "Paris Blues", снятый во время его гастролей в Париже, и одноименная пластинка выходят в свет в 60-м. А в 61-м году Армстронг впервые оказывается в студии с еще одной джазовой легендой Дюком Эллингтоном (Duke Ellington). Записанные ими десять отрывков, опубликованные под названием "Together for the First Time", остались единственным напоминанием об их сотрудничестве. Каждое лето, с 60 по 63 годы, Армстронг был обязательным гостем джазового фестиваля в Ньюпорте, а в 63-м году получил специальное приглашение выступить перед президентом США Джоном Кеннеди.

Популярность музыканта достигает невиданных размеров в 1964 году, когда в свет выходит его первый международный хит номер один "Hello, Dolly!". Песенка из бродвейского мюзикла неожиданно выбивается в лидеры американского чарта, гарантируя лонг-плею "Hello, Dolly!" место на вершине рейтинга США и полумиллионный тираж. Еще один триумф - дебют Армстронга на церемонии вручения Grammy, откуда артист уходит с наградой за лучший поп-вокал. Почти таким же успехом пользовался мировой хит 1968 года "What a Wonderful World", который, правда, был встречен с гораздо большим энтузиазмом в Европе, чем на родине музыканта. (Американцы "распробовали" этот трек только в 1987 году, когда он прозвучал в фильме "Good Morning, Vietnam").

В конце 60-х Армстронг с аншлагами выступает в Канаде, открывает для себя Восточную Европу, Ирландию, Антибы, Сан-Тропе и Мальорку, проводит летние концертные сезоны в Лонг-Айленде. Он желанный гость самых рейтинговых телевизионных шоу - Dean Martin Show, Danny Kaye Show, Jackie Gleason Show и других.

В 69-м году артист снялся в художественном фильме "Hello, Dolly!". Партнершей по дуэту - заглавной музыкальной теме картины "Hello, Dolly!" - стала восходящая звезда Барбра Стрейзанд (Barbra Streisand). В том же году Луис потерял одного из самых старых своих друзей и многолетнего менеджера Джо Глазера. Он тяжело переживал смерть друга и попал в больницу, проведя три месяца в кардиологическом отделении Beth Israel Hospital. Несмотря на далеко не лучшую физическую форму, музыкант прилетел в Лондон, чтобы записать саундтрек к фильму "On Her Majesty's Secret Service". Но живые выступления приходилось теперь строго ограничивать. Летний Newport Jazz Festival'69 не услышал Армстронга, но организаторы фестиваля подготовили концерт-трибьют великому трубачу с участием Махалии Джексон (Mahalia Jackson), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Бобби Хакетта (Bobby Hackett), Eureka Brass Band.

В конце 70-го - начале 71-го, в последний год своей жизни, Армстронг перевыполнил план по участию в популярнейших телевизионных шоу Америки. Свою последнюю коммерческую запись "The Night Before Christmas" он сделал весной 1971 года в кабинете своего нью-йоркского дома. Последнюю серию концертов отыграл в отеле Waldorf Astoria в Нью-Йорк Сити. Луи Армстронг умер смертью праведника - во сне у него остановилось сердце. Это произошло 6 июля 1971 года, за месяц до его 70-летнего юбилея.

Столетие со дня рождения музыканта в 2001 году отмечалось с размахом. В Соединенных Штатах было принято решение первые праздничные мероприятия начать еще за год до этой даты, летом 2000 года. Так что многочисленные торжества продлились целый год. Ни один джазовый фестиваль не обходился без специального дня, посвященного творчеству легендарного джазмена. В августе 2001 года именем Луи Армстронга был назван аэропорт Нового Орлеана, где музыкант появился на свет. Подготовленные к этой дате компиляции его лучших записей, "Satchmo: a Musical Autobiography", "100 Anniversaire", "100th Birthday Anthology" и другие переиздания, отмечались в Billboard 200 и в Тор 20 американского джазового чарта.

Это символичное распределение внимания к его наследию отражает то огромное влияние, которое Армстронг оказал на две совершенно разные аудитории. Поклонники джаза не перестают восхищаться его ранним стилем игры, виртуозным владением инструментом, его новаторскими приемами и оригинальной манерой. Смущение вызывает только один факт: в какой-то момент его карьеры перевес оказался у развлекательной стороны его искусства, а интерес к дальнейшему развитию джаза сошел на нет. Поп-фаны, в свою очередь, ценят как раз то, на что смотрят свысока ценители джаза, - его талант шоумена, его зажигательные, искрящиеся юмором выступления, в том числе и вокальные. Выразительный рычащий бас Луи Армстронга, его вдохновенные, неотразимые импровизации на трубе, его звериное обаяние, покорявшее зрителей со сцены и с экранов кино, - это те вещи, сопротивляться которым выше человеческих сил.