muz-terapiyaПрограмма по подготовке профессиональных музыкальных терапевтов была принята в США еще в середине прошлого столетия, а в 1990 году была образована Европейская конфедерация музыкальной терапии. В России о методе лечения музыкой тоже хорошо известно ( еще с времен В.М.Бехтерева) и некоторые психологи успешно его применяют, но лишь некоторые… Музыкальная терапия является межличностным процессом, в котором терапевт использует музыку и все ее аспекты для физического, эмоционального, психического, социального, эстетического и духовного воздействия, чтобы помочь клиенту улучшить или поддержать свое здоровье. В некоторых случаях потребности клиента адресуются непосредственно через музыку, в других они адресованы через отношения, которые складываются между клиентом и терапевтом.

Музыкальная терапия используется людьми всех возрастов с разными заболеваниями, в том числе с психическими расстройствами, физическими недостатками, сенсорными нарушениями, межличностными проблемами, отклонениями в развитии, наркоманами. Она также используется для улучшения качества обучения, воспитания в себе самоуважения, уменьшения стрессов, при занятиях физическими упражнениями, а также содействует множеству других, связанных со здоровьем, видов деятельности.

В музыкальной терапии нуждаются пациенты в больницах общего профиля, психиатрических учреждениях, школах, тюрьмах, общественных центрах, университетах.

Музыкальная терапия отличается от любой другой формы терапии зависимостью от музыки. Клиент должен иметь какой-то музыкальный опыт, например, импровизировать, повторять, сочинять, и просто слушать музыку.

Импровизируя,человек сочиняет собственную музыку экспромтом, поет или играет все, что появляется в данный момент. Клиент может импровизировать в соответствии с конкретными музыкальными указаниями врача, с терапевтом, с другими клиентами, в одиночку, в зависимости от терапевтической цели.

При повторном создании музыки клиент поет или играет вокальную или инструментальную музыку, имитирующую профессиональных исполнителей, пробует петь наизусть, с помощью нотной записи, берет уроки музыки,  участвует в музыкальных шоу и т.д.

В сеансах сочинения музыки терапевт помогает клиенту писать песни, тексты песен, инструментальные пьесы или создавать любой музыкальный «продукт», например, музыкальные видео- или аудиозаписи программ. Обычно терапевт упрощает процесс путем привлечения клиентов в более легких аспектах (например, создавая мелодию или записывая слова песни).

При прослушивании человек реагирует на живой звук или записанную музыку. Прослушивание направлено на физическое, эмоциональное, интеллектуальное, эстетическое, духовное восприятие музыки, происходит релаксация и медитация с изображениями, воспоминаниями и т.д. Музыкальные стили могут быть разные:классический, рок, джаз, кантри, духовная, эстрадная. Музыкальные терапевты могут предложить поговорить о музыке, посмотреть реакцию человека во время беседы, выслушать какие-нибудь мысли, чувства. Клиентам могут предложить выразить себя через другие виды искусств, таких как рисунок, живопись, танец, театр или поэзия. Музыкальная терапия для детей часто включают в себя различные игры, связанные с музыкой.Клиенты не должны быть музыкантами, большинство клиентов не имеют музыкального образования.

Музыкальная терапия разрабатываются, чтобы воспользоваться врожденной склонностью человека ценить музыку по своему уровню развития.Все люди, независимо от возраста и музыкального слуха, имеют базовые способности к музыкальной выразительности. Этот потенциал не требует особых талантов или интенсивной подготовки. Конечно, музыкальные терапевты часто сталкиваются с клиентами, которые имеют физические или психические нарушения, которые мешают музыкальному потенциалу. Можно узнать многое о характере болезни клиента, оценивая, какие из музыкальных способностей отсутствуют или недостаточно развиты. Например, клиент с расстройством не в состоянии петь, формулировать тексты, воспроизводить ритмы и мелодии, последовательность звуков, участвовать в музыкальных ансамблях(в зависимости от специфики заболевания).